Виды валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
Этот материал взят из Википедии, мне бы хотелось, чтобы мои подписчики и покупатели могли познакомиться с валянием поближе.
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.
При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки.
Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
Материалы для валяния
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом.
Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки.
Для декорирования изделий используется шелк, органза, различные декоративные нити и волокно.
Также существует метод валяния связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.
В последнее время получил распространение — нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг — это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.
Шерсть для валяния
Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле используется грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная.
Как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов нужен сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков.
Для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек – очес: мелкие волоски с овечьей шерсти.
Как поверхостная шерсть для создания светлого фона и для домашнего крашенияидет выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть.
Для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы используется верблюжка: расчесанная шерсть верблюда.
Для декора и отделки изделий идет полутонкая овечья шерсть, а также ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском.
Валяние – что это такое и с чем его едят:)
Добрый день!
Хочу представить вашему вниманию статью, в которой я попыталась описать, что такое валяние (фелтинг), какие необходимы материалы для этого и некоторые трудности, которые могут у вас возникнуть в начале вашего пути.
Я сама ещё новичок в этом деле, поэтому прошу не судить строго…просто хочется по горячим следам описать те вопросы, которые возникали у меня самой при знакомстве с валянием.
Валяние шерсти (набивание, фильцевание, фелтинг) – это техника рукоделия, в процессе которой из непряденной шерсти для валяния создаются объемные игрушки или одежда или другие декоративные предметы. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться.
Валяние шерсти бывает сухое и мокрое.
Мокрым валянием обычно изготавливают элементы одежды и плоские детали. Осуществляется данная процедура при помощи мыльного или специального раствора.
Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается мыльным раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Об этой технике мы поговорим чуть позже.
Для создания объемных игрушек используют технику сухого валяния. В процессе сухого валяния волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу. Для этого используются специальные иглы с зазубринами.
Иглы для сухого валяния.
Иглы для сухого валяния состоят из рукоятки, рабочей части (имеющей насечки) и наконечника. При втыкании иголки в шерсть, насечки зацепляют волокна шерсти и проталкивают их внутрь изделия. В результате чего, происходит спутывание шерстяных волокон.
Иглы различаются по многим параметрам:
1. Длина (длина иглы и длина рабочей части).
2. Толщина. В зависимости от толщины иглы ей присваивается определенный номер.
По толщине иглы подразделяются на толстые, средние и тонкие.
Толстыми иглами всегда начинают работу (например, №36). Так как они лучше цепляют шерсть и спутывают её, процесс уваливания идет быстрее. Но поскольку иголка толстая, остается много дырочек и поверхность получается неровная. Поэтому далее начинают работать более тонкой иголкой (например, №38). И на финишном этапе работают
Часто мастера от начала и до конца пользуются средней по толщине иголкой (например, №38).
3. Сечение. Иглы различаются по типу сечения рабочей поверхности:
– треугольная. Используется в начале валяния. Простота их формы обеспечивает легкое проникновение иглы в изделие, ускоряя процесс сваливания. Толстые треугольные иглы применяются для начального валяния; средние – можно использовать для валяния от начала и до конца; тонкие – для финишной отделки изделия.
– треугольная крученая. Отличается от обычной иголки для валяния тем, что рабочая поверхность закручена в спираль. Это позволяет игле ускорять процесс валяния. Треугольная крученая оставляет очень мелкие дырочки. Используется как финишная.
– обратная треугольная. Используется для придания изделию пушистости. Иглы имеет обратное направление засечек, вследствие чего ворсинки шерсти вытаскиваются наружу. – звездчатая. Такое сечение позволяет более эффективно вваливают ворсинки шерсти, чем треугольные, это обусловлено количеством и расположением зазубринок.
– кручёная “звёздочка”. Валяние «крученой звездой» ускоряет процесс сваливания шерсти, поскольку зубья на крученом стержне расположены по всему диаметру иглы, а не один над другим, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т.е. всего 16 , а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния. Более того, за счет своей крученой оси дырочки от иглы становятся менее заметными.
– корончатая. Предназначена для вставки отдельных прядей в изделие (например, в голову игрушек). Насечки сделаны у кончика иглы, что позволяет ей работать только на поверхности изделия, не утапливая шерсть, а лишь фиксируя её. Строение корончатой иглы не позволяет декору пробиваться на обратную сторону изделия.
Для удобства держания иголки применяют специальные иглодержатели. Для увеличения производительности валяния существуют приспособления, объединяющие по несколько иголок (от 3 до 9 шт). Такое устройство позволяет ускорить процесс формирования больших игрушек.
При валянии обычно рекомендуется втыкать иголку в шерсть под прямым углом. От этого условия можно отойти, но воткнув иголку под углом, нужно вытащить её под тем же углом. Иначе иголочка может обломиться.
С иголочками разобрались, теперь обсудим, что ещё необходимо для создания игрушек. Огромный интерес и выбор представляет
Шерсть бывает однородная и неоднородная. В свою очередь однородная шерсть подразделяется на тонкую, полутонкую и полугрубую, а неоднородная на грубую и полугрубую. Также важна толщина шерсти и многие другие характеристики.
Остановимся кратко на данном разделе, поскольку шерсть для валяния бывает очень разной и имеет массу особенностей.
Итак, основные виды шерсти, с которыми вы встретитесь в магазинах рукоделия: кардочес и гребенная лента.
1. Кардочёс – это шерсть австралийского мериноса, специальным образом обработанная (по своей структуре шерстяная вата). На мой взгляд, она идеально подходит для сухого валяния, поскольку легко сваливается иголочкой, и нет необходимости убирать «направление» шерсти, в отличие от гребенной ленты. Обычно используется кардочес толщиной около 27 микрон. Цвета разнообразны, можно подобрать любую палитру.
2. Гребенная лента. Это прямая шерсть, которую продают в виде ленты. На мой взгляд, её менее удобно использовать для сухого валяния, поскольку приходится распушать шерсть, прикладывать больше усилий по вваливанию и убирать следы направления шерсти. Но иногда она просто необходима, например, когда нужно сделать длинную шерсть или привалять волосы, кисточки на ушах и тд. Цветовая палитра также многообразна.
Часто, чтобы эффективно распушить шерсть в ленте используют так называемые «карщетки» или «пуходерки» для собак.
Обычно в наших магазинах можно встретить шерсть Семеновской и Троицкой фабрики, а также кардочес Новозеландский и тд.
Что важно: тонкую шерсть нужно использовать на верхних слоях изделия, поскольку она тяжело сваливается и не создает нужного объема. Её прелесть в том, что она создает идеально ровную поверхность на игрушке (правда для этого нужно время и терпение). Для создания же основного объема изделия можно применять плотную шерсть, она хорошо уваливается и быстро наращивает объем.
Иногда применяют некоторые «хитрости». Если нужно создать достаточно крупную и объемную игрушку можно использовать для внутреннего слоя синтепон для игрушек или сливер.
Синтепон сваливают при помощи иголочек для валяния или скручивают оборачиванием обычной ниткой.
Сливер являет собой неочищенную шерсть, волокна которой не знали краски и сохранили свой естественный цвет. Сливер грубоват, но легко и быстро сваливается. Его также уваливают грубой иголочкой до необходимой формы. После создания основной формы поверх нее начинают приваливать обычную шерсть, которая будет видна снаружи игрушки. Но помните, если впоследствии вы хотите распушить вашу игрушку при помощи обратной иголочки, то 99 %, что синтепон или сливер вылезет наружу – а значит, цвет опушки будет светлым.
Ну вот, основное обсудили, теперь нужно сказать несколько слов о безопасности при валянии.
Помните, вы работаете с очень острыми иголками и втыкаете их глубоко и часто, поэтому велика опасность нанести себе серьезные травмы. Нужно работать очень аккуратно и не отвлекаться при выполнении процедуры валяния. Нельзя валять у себя на коленях и на жестких поверхностях (например, столе). В первом случае вы пораните себя, а во втором испортите поверхность и скорее всего сломаете иголку.
Для того чтобы обезопасить себя и свое рабочее место, нужно пользоваться подложками. Самая простая и доступная подложка это губка для мытья посуды или автомобильная губка. Недостаток у неё только один, шерсть вваливается в губку и застревает в ней, поэтому приходится вытаскивать деталь и валять её с обратной стороны и так много раз, пока деталь хорошо не сцепится. Также со временем от постоянного протыкания губка разрушается.
В магазинах для рукоделия продается «продвинутая» модель подложки – специальная щетка-мат. У таких щеток плотная щетина из жесткого полимера. Она стоит гораздо дороже губки, но, как и в губке, шерсть всё равно вваливается в щетину.
Сейчас стали продавать специальные подложки из жесткого войлока фирмы Efco. Шерсть не вваливается в неё и по цене как минимум в 2 раза дешевле щетки.
Вот и все основные материалы, которые будут необходимы нам при валянии.
Скажу ещё буквально два слова о глазках, носиках, ресничках и прочих мелочах.
В принципе вы можете сделать все части вашей игрушки из шерсти, но всё же готовые глазки выглядят живее. Их можно купить в магазинах рукоделия или сделать самому, к примеру, из полимерной глины (я, к сожалению, пока не овладела данной техникой). Глазки бывают пластмассовые и стеклянные. Пластмассовые стоят дешевле почти в 10 раз, но стеклянные выглядят живее. Глазки различаются по размеру, цвету, бывают плоские и округлые. Носики также бывают разного размера и цвета.
Если вы всё-таки решили сделать свою поделку целиком из шерсти, то для того, чтобы хоть чуть-чуть оживить взгляд и сделать носик с мокреньким эффектом, можно покрыть их несколькими слоями глянцевого лака.
Ещё очень важны реснички, они делают взгляд милее. Реснички бывают разных цветов и различаются по длине ресниц. Продают их также в рукодельных магазинах обычно в ленте. Отрезаете сколько нужно и приклеиваете к глазику.
Если вы надумаете сделать ежика, вам нужен будет «ежиковый» мохер. Он бывает разного по длине ворса и идеально имитирует иголочки ежика, правда стоит ох как не дешево.
Ну и в заключении вам предстоит побыть немного «визажистом». Игрушка выглядит гораздо более живой и симпатичной, если её затонировать (подкрасить). Обычно тонировку делают сухой постелью, но в случае если вы не располагаете такими художественными принадлежностями, то подойдут обычные тени, румяна и карандаши для подводки разных цветов.
Для меня огромный интерес составляет придумать какой-то аксессуар для своих игрушек (желательно сделанный вручную) и подарочную упаковку, в которой покупателю будет приятно получить свою игрушку. Ну тут каждый применяет свою фантазию!
Вот и всё, кажется, получилось описать основные детали, с которыми вам придется столкнуться, занявшись нелегким, но ОЧЕНЬ интересным и приятным занятием – валянием.
Спасибо за внимание!
Наташа Насонова.
Как валять из шерсти для начинающих. Техники, игрушки, тапочки, одежда. Мастер-классы
При желании создавать шедевры из пряжи, начинающие рукодельницы могут воспользоваться мастер-классами, подробно рассказывающими, как правильно валять из шерсти. Изготовленные таким способом изделия пользуются популярностью и мгновенно раскупаются.
Содержание статьи:
Что нужно знать перед началом работы по валянию из шерсти
Как валять из шерсти для начинающих, осведомлены немногие новички в этом деле.
Изучая процесс сваливания, стоит ознакомиться с его особенностями:
- Вытянув из гребенной разглаженной ленты шерсть, рекомендуется потереть ее в ладонях. Это поможет волокнам спутаться, после чего они лучше сваливаются.
- Выяснить, образовалась ли необходимая плотность, лучше методом сжатия. После деформирования вещь принимает первоначальную конфигурацию. Желательно не перестараться, шерстяные нити могут порваться.
- Валяя большие поделки, специалисты советуют для внутреннего сегмента брать сливер. Это поможет сэкономить дорогие нитки.
- Для фелтинга рекомендуется применять только натуральное сырье, без добавления синтетических материалов.
Материалы и инструменты
Для валяния потребуются следующие материалы и приспособления:
- Натуральная шерсть. Это может быть волосяной покров овцы, яка, ламы или верблюда. Для основы поделок желательно приобрести сливер — неокрашенный овечий подшерсток.
- Специальные иглы, имеющие форму буквы «Г» и зазубрины на остром конце.
Иглы бывают 3-х видов:
№ иголки | Особенности | Когда применяется |
36 | грубая | в начале изготовления |
38 | более тонкая | на основной стадии валяния |
40 | тончайшая | для обработки мелких и декоративных компонентов |
- игла с направленными в обратную сторону зарубками;
- коврик или подложка может представлять собой сделанную из мягкого и толстого поролона мочалку для мытья тарелок, широкую ворсистую щетку, пенопласт или войлочный материал;
- для мокрого метода понадобится мыло, бамбуковый коврик и выпуклая пленка;
- английские булавки;
- акриловые краски.
Техника сухого валяния
Как валять из шерсти для начинающих, знают многие рукодельницы.
Чтобы свалять изделие сухим методом (фильцевание), необходимо придерживаться следующей пошаговой инструкции:
- Отделив шерстяные волокна от непряденого исходного материала, следует их слегка потереть в ладонях, при этом спутывая нити.
- После этого сырье нужно свернуть в плотный цилиндр.
- Теперь начинается процесс фильцевания – иглу требуется воткнуть глубоко, вначале уплотняя изделие внутри. Инструмент рекомендуется держать перпендикулярно будущей фигуре.
- Постепенно поворачивать уложенную на поролоне заготовку, однородно уваливая ее.
- Конфигурация будет плотно стягиваться, а ее поверхность выпрямляться.
- По мере уплотнения поделки необходимо заменить толстую иглу на более тонкий инструмент. Если сформированная фигура при сжатии не деформируется, то фильцевание можно заканчивать.
- Для придания силуэту рельефности следует острым приспособлением обрабатывать одно место много раз.
- Получившиеся изъяны устраняют методом прибавления новых элементов.
Техника мокрого валяния
Поэтапное выполнение техники мокрого валяния:
- От шерстяной полоски отделить равные прядки шерсти, протяженность которых составляет около 8 см.
- Разложить направленные в одну сторону заготовки на пузыристой пленке. Их нужно выкладывать так, чтобы они слегка перекрывали одна другую.
- Аналогичным способом выложить 3-4 яруса, в каждом последующем слое волокна располагаются перпендикулярно предыдущему ряду.
- В завершающем пласте стоит изобразить рисунок из остатков шерсти и нитей.
- Далее следует приготовить мыльный состав. В подогретой чистой воде растворить предназначенное для такой процедуры мыло (или любое другое).
- Смочить приготовленную заготовку и положить на нее сетку или пленку.
- Легкими круговыми передвижениями нужно разглаживать шерсть по всем направлениям.
- Нажим приглаживания постепенно усилить.
- После того, как волокна не будут отделяться от полотнища, этот этап необходимо закончить.
- Не снимая пленку, уложить будущую поделку на бамбуковый коврик и свернуть ее в плотный рулон.
- Конфигурацию завернуть в полотенце, для избавления от лишней влаги и катать много раз.
- Изделие развернуть, затем повернуть его на 900 и опять сформировать рулон.
- В процессе уваливания заготовка уменьшится в объеме приблизительно на 30%.
- Готовую поделку прополоскать в теплой воде и высушить. Чтобы удалить часть воды, полотно желательно легко сжать.
Валяние в стиральной машине
Методика валяния в стиральной машине предусматривает выполнение таких шагов:
- Для работы понадобятся тугие формы для обваливания, которые покрывают шерстяными волосками и помещают в капроновый гольф (или в отрезок колгот из капрона).
- Заготовку нужно поместить в предназначенный для стирки мешок и расположить его в стиральной машине.
- В специальную выемку насыпать состав для стирания шерстяных изделий, выставить программу без замачивания и сушки.
- Температурный режим рекомендуется поставить на 500.
- После окончания процедуры стирки следует вынуть готовую свалянную поделку. Форму для обваливания вытягивают из заготовки при помощи ножниц.
Как свалять тапочки из шерсти
Как валять из шерсти для начинающих, подскажут подробные мастер-классы.
Например, для изготовления тапочек желательно следовать нижеприведенной инструкции:
- Обвести ступни на влагостойкой материи. Затем ширину и высоту нужно умножить на 0,3, и полученный результат разделить на 2. Если измеренное число равняется 22, то при умножении на 0,3 выйдет 6,6. При делении его пополам получится значение, которое следует прибавить к длине. Аналогичным способом вычислить второй показатель, и добавить его к ширине. Шаблон вырезать.
- Шерсть разложить по выкройке волокнами. Следующий ярус выкладывается поперек. Прикрыть сеткой, смочить мыльным раствором (на 1 л – 1 ст. л. мыла), затем желательно уплотнить виброшлифмашиной. Торчащие края необходимо повернуть, при этом заготовку перевернуть.
- Пару шерстяных пластов выложить на деталь перпендикулярно друг другу, после чего смочить их и уплотнить. Снова подогнуть лишние ворсинки. Повторять аналогичные манипуляции, пока с обеих сторон будет выложено по 8 слоев. Чем больше ярусов выложено, тем толще будут тапки.
- В готовой заготовке все ворсинки должны быть переплетены между собой. Это легко сделать при помощи деревянного и металлического массажера.
- Вырезать овальные дырки и вытянуть сквозь них выкройки. Срезы обработать игольчатым инструментом.
- Изделие вывернуть и повторить те же действия иголкой. После этого перелицевать поделку на лицевую сторону и завернуть ее в полотенце.
- Завернутую деталь катать как скалку около 40 раз. Эти действия помогут уплотнить и уменьшить до нужных размеров вещь.
- После примерки стоит выяснить подходит ли размер, и после достижения желаемого результата рекомендуется поделку прополоскать в воде (холодной и горячей) и похлопать ими сильно об ванну.
- Выжать тапки и натянуть на какую-либо основу для формирования носка, а пятку лучше создать вручную.
- Для высыхания готовой вещи потребуются сутки. По истечении половины указанного времени основу желательно вытянуть, и поместить изделие на батарее.
- По желанию тапочки украшают бабочками или соцветиями.
Техника валяния игрушек
При изготовлении игрушек методом валяния, помимо основных материалов, потребуется синтепон и проволока для каркаса.
Общие принципы оформления поделок способом сухого валяния:
- Из закрученной связки шерсти требуется сформировать фигурку игрушки.
- Если планируется выполнение зверька, то следует «слепить» мордочку.
- Многократными прокалываниями необходимо сделать выемки для рта и глазниц.
- Уши создают на губке в виде тончайшего волока из одинаковых шерстяных пучков.
- При соединении частей швы прикрывают шерстью, которая распушается в месте крепления.
- Аналогичными действиями нужно сформировать заготовки других частей поделки (рожки, хвост, лапки).
- В глазницы аккуратно вклеить бусины.
- В завершении тонкой иглой выполнить шлифовку поверхности изделия, скрывая изъяны прибавлением шерстяного материала.
- Самой простой игрушкой считается гусеница, на ней новички могут нарабатывать навыки и набираться опыта.
Цветы
Валяние цветов можно научиться делать на примере простой ромашки:
- Взять белую шерсть и разминать ее текстуру, при этом формируя заготовки соцветия. Обычно делают 11-12 лепестков.
- Затем взять одну деталь и положить на поролон или коврик. После этого иглами с зазубринами проткнуть ее много раз, чтобы шерсть уплотнилась и стала упругой.
- Когда структура изделия станет плотной, необходимо придать иглами лепесткам гладкую поверхность. Здесь подойдет самый тонкий инструмент, которым нужно долго пронзать выбранный участок.
- Таким же способом требуется свалять все остальные заготовки.
- Из шерсти зеленого оттенка по вышеописанному способу оформить цветочное ложе. Получится тонкая окружность.
- Затем рекомендуется брать по одному готовому лепестку, приколоть их поочередно к зеленой осевой части цветка и зафиксировать иголками для валяния.
- Из исходного материала желтого цвета сделать серединку по принципу изготовления цветоложе.
- Наложить желтую деталь в середину лепестков и прибить по всему периметру.
- В завершении сформировать зеленый шерстяной листок и прикрепить его к соцветию.
Бусы
Как валять из шерсти бусины для начинающих мокрым способом, подскажет следующая инструкция:
- Из непряденых шерстяных нитей вытянуть маленькие прядки.
- На одну бусину понадобится 2 пряди.
- Взять один вихор за край и накрутить его к другому концу, сворачивая заготовку в виде шарика, как снежный ком.
- Вторую прядку намотать сверху образовавшегося шара.
- Процедуру создания округлой конфигурации можно сделать проще, для этого следует взять наиболее толстую прядь. В итоге получится рыхлый шарик.
- Аналогичными действиями сформировать остальные сферы.
- Затем медленно при помощи иглы накалывать будущую бусину, прокручивая конструкцию со всех сторон. Эти манипуляции необходимо выполнять до тех пор, пока форма детали зафиксируется.
- В завершении шарик нужно украсить цветной шерстью, шелковыми нитями или вискозой.
- После этого сделать мыльный раствор в горячей воде.
- На выпуклую пленку поместить шерстяные шары и полить их приготовленным раствором.
- Следующий шаг – аккуратное катание кругов по поверхности.
- Постепенно уплотняя конфигурацию, стоит немного увеличить нажим.
- Выполнять эти манипуляции, пока комки приобретут форму плотных бусин.
- Когда заготовки будут иметь ровную поверхность, рекомендуется окунуть их в чистую воду, чтобы смыть мыло, после чего обдать бусины контрастным душем.
- Для изготовления отверстий нужно проткнуть еще мокрые заготовки острым инструментом из нержавеющей стали.
- Сушить части ожерелья желательно на солнце или возле радиатора.
- Нанизать шарики можно на леску или атласный шнур.
Одежда
Валяная одежда пользуется популярностью у современных модниц. Многие изделия, выполненные в данной технике, стали настоящими шедеврами искусства.
Шарф
Шарф легко изготовить в стиральной машине.
Пошаговый мастер-класс его оформления:
- Вытянуть с нейлоновой пряжи нейлон и оставить пушок.
- На одну сторону обычной простыни положить вытянутые нитки, а затем шерстяные волокна.
- Сплести из материала паутинки.
- После этого снова укладывает пласт шерсти, а в заключении следует выложить толстый ярус нейлоновых нитей.
- Завернуть заготовку свободным краем простыни и зашить отверстие.
- Загрузить деталь в стиральную машинку, установить программу на хлопок при 400С и запустить ее.
- Порошок применяют лишь для разноцветных тканей.
- После 15 мин. стирки достать поделку, извлечь ее из простыни и высушить.
Берет
Как валять из шерсти для начинающих предметы одежды, помогут специальные мастер-классы.
Чтобы свалять берет мокрым способом, следует придерживаться такой технологии:
- Из клеенки вырезать круг, предварительно померив охват головы. К полученной цифре прибавить со всех сторон по 3-4 см для усадки. Положить фигуру на выпуклую пленку.
- Разложить шерсть выбранных цветов на клеенчатую окружность так, чтобы она слегка выходила за пределы клеенки.
- Необходимо выложить 5 шерстяных ярусов, перпендикулярно один другому.
- Заготовку прикрыть марлей, после чего полить ее горячей чистой водой, чтобы нити намокли. На руки надеть перчатки и помочь материалу намочиться.
- Марлевую ткань убрать и перевернуть заготовку на обратную сторону. Торчащие концы завернуть на клеенку.
- На обратной грани таким же методом разложить шерсть. Потом нужно легко тереть шерстяную деталь руками сквозь марлю.
- Тереть желательно 20 мин. Временами ткань требуется поднимать, чтобы она не пристала к берету.
- Потереть изделие необходимо и с другой стороны, после чего марлевый отрез лучше убрать и продолжать тереть берет, постепенно увеличивая нажим. Должен образоваться блин.
- Когда шерсть станет плохо отрываться от поделки, нужно сделать надрез и вытянуть клеенку.
- Скатать головной убор в рулет, после чего качать его в обе стороны и сминать его по-разному. Эти манипуляции помогут произвести усадку.
- Берет прополоскать, выполнить вырез для головы и дать ему высохнуть.
Юбка
Прежде чем валять юбку, необходимо построить выкройку по своим размерам, а затем приступать к пошаговому процессу изготовления изделия:
- Подготовленный шаблон перевести на выпуклую пленку. Выкладывать на основу клочки полутонкой шерсти выбранного цвета. Слой должен быть тонкий, а материал располагаться внахлест – первый ярус горизонтально, последующий — вертикально. Следует проследить, чтобы толщина была равномерной. Волокна выкладывать за пределы шаблона на 6-8 см, что обусловлено усадкой.
- Намочить деталь теплой водой с помощью пульверизатора, потом прикрыть ее сетчатой тканью. С левой стороны рекомендуется прибавить 2-3 см в ширину и до 25 см в длину на припуск под застежку. Молнию желательно приобрести размером 20 см.
- Надеть перчатки и аккуратно, не смещая волокна, смочить будущее изделие мыльным раствором. Ткань хорошо прижать к пленке, чтобы шерстяные нитки пропитались. Излишек жидкости вымочить полотенцем.
- Разглаживать и растирать каждый сегмент поделки. Можно задействовать скалку или специальную вибромашинку.
- Снять сетчатый материал, изделие перевернуть и повторить аналогичный процесс на другой стороне.
- Действия продолжать до тех пор, пока образуется плотный однородный войлочный кусок.
- Прополоскать деталь в теплой чистой воде до исчезновения пены. Выложить ее на сухой поверхности, при этом сформировав подгиб под застежку. Переднее полотно готово.
- Таким же способом нужно свалять заднее полотнище юбки.
- Дать заготовке высохнуть.
- Половинки поделки прогладить и сравнить их с выкройкой. Подравнять при необходимости, при этом оставляя припуски на швы. Сшить бока и втачать молнию.
- Верхний край юбки пригладить клеевой полосой во избежание растяжки. Пристрочить подкладку.
Жакет
Мастер – класс по изготовлению жакета:
- Сначала рекомендуется сделать из плотной бумаги выкройку с учетом своих параметров (полочки, рукава и спинку).
- Для подкладки желательно подобрать вискозу, она поможет держать полотно и не допускать растягивания.
- На шаблоне разложить куски вискозного материала и побрызгать их водой.
- Сверху вискозы поместить подготовленную шерсть, после чего прикрыть ее москитной сеткой и щедро намочить мыльным раствором. Лишнюю влагу промокнуть полотенцем.
- На этой стадии можно по желанию выполнить декор жакета. Как вариант, разложить различные ленты, тесьму, куски оригинальной ткани, цветные нити или аппликации.
- После выкладывания декоративных элементов, прикрыть их сетчатой тканью и сбрызнуть мыльным составом. Поверхность тщательно разгладить руками.
- С другой стороны выкройки аналогичным методом выложить материал для формирования полочек.
- Подобрать большую иглу и колоть ею шерстяные нити по всей сформированной поверхности. Когда полотно приобретет плотность и станет похожим на ткань, покалывания прекратить.
- Необходимо проконтролировать, чтобы вся заготовка была тщательно обработана иголкой. На швы нужно оставить припуски 1,5-2 см.
- Когда все части будут готовы, следует отретушировать изнанку жакета — специальной шлифовальной машиной удалить все неровности и комочки.
- Подобным образом свалять 2 рукава.
- Готовые детали сшить между собой.
- В завершении пришить пуговицы.
Обычно для начинающих процесс изготовления поделок из шерсти кажется очень сложным. Разобравшись, как правильно валять вещи, а также набравшись терпения и усидчивости, рукодельницы смогут сделать красивые и уникальные поделки.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео про валяние шерсти
Видео-инструкция, как валять из шерсти для начинающих методом сухого валяния:
История валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
об истории валяния и его особенностях.
Валяние – самая древняя техника изготовления тестиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже. Войлок — так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы – вот не полный перечень.С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния . У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки.В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз . Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают начинают играть роль “замочков”, не позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть – единственное волокно, которое можно свалять.
Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до опеределённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые “замочки” их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку.Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому рассмотрим ее виды немного подробнее. Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка : расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Меринос – полутонкая овечья шерсть. Используется так же как и ангора.
Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти ворсинки сильно «лезут» из готового изделия. При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К примеру для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоватся, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.
Выше были упомянуты иглы для валяния. С ними стоит познакомиться поближе.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали .Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния. Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы. Те, что с удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос. Более короткие и тонкие – для завершения работы: изделия становятся гладкими и приобретают законченный вид. Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны – ею можно легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать. Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов – треугольная и звёздчатая.
Разновидности иголок:
19 треугольные: для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами.
36 треугольные: для основной работы с грубой шерстью.
38 звездчатые: для валяния плоских деталек (ушек, плавничков, хвостиков), создания рельефов.
40 треугольные: для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.
36 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек.
38 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек, более тонкие чем 36 №, но чаще ломающиеся.
50 с длинным лезвием: используются при проработке мест излома формы: изгиба бедра, поворота шеи, сгиба локтя и т.д. Везде, где силуэт фигуры ломается или изгибается надо пройтись длинными иглами, направляя их под разными углами. Благодаря такой обработке объемные детали, например, стопы или ладошки, уплотнятся изнутри.
60 или №70 с длинным лезвием: для первоначального заваливаняе объёма. Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Номер иглы легко определить, зная толщину h лезвия иглы, а чтобы не путаться с запятыми и нулями принято толщину h умножать на 100 (h х 100). Соответственно, если лезвие иглы имеет толщину 0,6 мм, значит это игла №60. Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием — №70, №50, иглы с коротким лезвием — №90, №75, №60, №45. Иглы для валяния, из-за своей остроты и наличия специальных зазубрин, дополнительно упаковываются в пластиковый контейнер. По этой же причине рекомендуется пользоваться специальными ручками для этих игл. Они бывают на одну, две, четыре и шесть игл. Чтобы использовать ручку на четыре или шесть игл, необходимо отвинтить держатель по направлению стрелки на рисунке, вставить иглы с нижней стороны держателя в отверстия и завинтить держатель обратно в ручку. Ручки для нескольких игл удобны при работе с большими поверхностями т.к. увеличивается производительность работы.
В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный поролоновый коврик. Поролон несколько отличается от обычно встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.
Текстильная глина – так часто называют шерсть: ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на совеременных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей» технике, но самое широкое распространение получил «холодный» способ как многогранный, но доступный вид рукоделия. В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком , более известном у нас, варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние». Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой “изюминкой” в одежде. Но и любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксесуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде самостоятельных изделих, так и в виде небольших украшений. Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический цветок для украшения интерьера или одежды. Одним словом — старинное рукоделие это стильно!
Обзор и анализ различных способов валяния
Недавно прошло моё выступление на фестивале валяния Сергея и Гузель Костыны. Я долго готовилась и взяла самую актуальную тему тонкого войлока на сегодняшний день: «Обзор и анализ способов валяния». Но желание упорядочить знания на бумаге никак не покидает меня. Поэтому я и решила написать эту статью — мастер-класс. Рассказать все более обстоятельно и без жуткого волнения. И добавить еще несколько выводов к уже рассказанному материалу. Итак, начнем.
Если вы занимаетесь валянием одежды более 5 лет, то могли наблюдать, как изменялась толщина войлока, способы раскладки и уваливания изделий. Еще недавно стандартом была 2-х или 4-слойная ортогональная раскладка для обычного жилета, и усадка примерно в 30% (КУ=1,4). Уваливался такой жилет исключительно в рулоне. В итоге сочетание раскладки, усадки и способа валяния давало качественный плотный войлок.
Со временем, мастера научились делать раскладку тоньше, армировать войлок тканями и волокнами, стали придумывать, чем же можно заменить валяние в рулоне… В итоге, мнения настолько сильно разделились, что в некотором роде образовалось противостояние. Люди, которые безапелляционно стали заявлять, например, что при валянии в рулоне невозможно посадить вещь по фигуре, или, наоборот, что бросанием можно только испортить войлок. Конечно же, такие заявления абсолютно необоснованны и говорят только о недостаточном опыте авторов или вырванных из контекста фразах мастеров.
Поэтому, ближе к делу. Давайте разбираться во всем по порядку.
Почему у разных мастеров сейчас такие разные коэффициенты усадки?
Кто-то уходит в минимализм (КУ=1,3, КУ=1,4), кто-то размахивается на огромные коэффициенты (КУ = 2,2). Неужели разница только в «руках мастера» и в особой технике раскладки? Конечно же нет. Если мы попробуем назвать главные причины и их влияние, то выйдет примерно следующее:
Конечно, я могу ошибаться на несколько процентов, да и «особый способ раскладки» — сильно плавающая величина. Но, тем не менее, картина выглядит именно так.
Попробуйте разложить два одинаковых образца, притереть их, и один сразу опустить в кипяток и начать жамкать, а другой выкатать в рулоне. Вы сразу почувствуете разницу. Тут я могла бы и остановиться, навязав всем мораль — «не поливай кипятком, не швыряй, на жамкай», но самое удивительное, что я буду не совсем права. Свалять качественный войлок этими методами сейчас вполне возможно. Только надо соблюдать очень важные условия — рассчитать КУ и делать так только с ОЧЕНЬ ТОНКИМ войлоком.
Истина сегодняшней действительности в том, что ТОНКИЙ ВОЙЛОК УМЕЕТ ПРОЩАТЬ. Вот толстый не умеет, а тонкий умеет. Если вы возьмёте, разложите тапочки, притрёте их хорошенько и затем станете месить-кидать, то в итоге получите рыхлое целлюлитное нечто. И если с рыхлостью, возможно, удастся справиться, в ущерб размеру, то целлюлит останется с этими тапочками на их недолгое «всегда». А вот если вы разложите тонкий-тонкий свитерок, и проделаете с ним то же самое — в результате можете получить здоровский войлок — эластичный и приятный. Конечно, при этом надо понимать степень готовности полотна, но об этом позже. Факт в том, что на данный момент есть способы валяния, неприемлемые для толстого войлока, но вполне подходящие для тонкого. Надо всего лишь понимать механику их работы.
Сравнительный анализ методов валяния.
Для примера я провела небольшой эксперимент. Разложила 5 одинаковых образцов: слой вискозы вертикально, укрепляющая рамка шерсти, слой шерсти горизонтальной ёлочкой (не очень тонко), сверху квадрат маргиланского газа и волокна вискозы, шёлка тусса и льна. Все образцы подравняла по краю и основательно притерла ВШМ. Так притерла, что ни одно волокно уже не смело подняться, как ни тяни. И после этого пути образцов разошлись, я сваляла их все совершенно разными способами.
Способ №1 Притирка руками с изнаночной стороны
Теоретически я всегда понимала, что таким способом можно свалять изделие до полной готовности. Но практически я была не готова к этому подвигу. И моё чутье меня не подвело. Думаю, я валяла так первый и последний раз в жизни. Это оказался самый долгий способ из всех опробованных, при том, что я валяла маленький квадратик. А что, если бы платье в пол? В общем, долго, нудно и тяжело, руки устают моментально. Конечно же, я рассчитывала, что такие мучения должны вознаградиться какими-то космическими свойствами готового материала… Увы, чуда не случилось.
Хотя трение и происходило с изнанки, шерсть прилично съела декор лицевой части. При эластичной раскладке «ёлочкой», полотно совершенно не тянулось, а волокна вискозы с изнанки сплющились в однородную кашу. Весь декор стал настолько плоским, как будто его нарисовали на шерстяном квадратике. В общем, я не в восторге, но возможно, я что-то не понимаю в этой жизни… Валяет же так Atsuko Sasaki свои сумочки (5 дней трения на одну сумку) и счастлива. Значит, есть где ловить кайф в этом способе. Но я воздержусь, поехали дальше.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое не тянущееся полотно с абсолютно плоской поверхностью, декор изрядно съеден шерстью.
Ощущения от работы: работа долгая и нудная, руки быстро устают.
Возможности использования: думаю, этот способ валяния разумнее всего применять в качестве дополнительного при необходимости «выглаживания» поверхности изделия. Ну или в качестве медитации…
Способ №2 Нежное подбрасывание, вымешивание руками
После получасового трения мне захотелось быстрого результата и вторым способом стало подбрасывание образца. Возможно, я не права, что добавила сюда еще и вымешивание, но расширить эксперимент и придать ему большую чистоту, можете и вы сами, на основании уже пройденного мною пути. Итак, я нежно подбрасывала образец, затем мяла его и расправляла. Результат не заставил себя ждать, буквально через несколько минут войлок стабилизировался и вскоре совсем свалялся. Единственное, что огорчало — образец стал маленьким и толстеньким, шерсть нещадно съела декор на лицевой стороне. Хотя это я и так предполагала перед началом тестирования. А вот то, что меня приятно удивило — это очень красивая фактура изнанки, залитой волокнами вискозы и суперэластичные свойства высохшего образца.
Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, но очень эластичное. Самая красивая фактура изнанки из всех вариантов, но самый съеденный декор с лицевой стороны.
Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно. А вот с посадкой по фигуре при такой эластичности проблем возникнуть не должно.
Возможности использования: самый подходящий способ валяния для создания эластичного войлока. Однако стоит учитывать сильное увеличение толщины изделия и активное проникновение шерсти в декор. То есть для получения тонкого полотна шерсть придется раскладывать очень-очень тонко и очень-очень ровно (чтобы не было потом дыр). Декора должно быть много, чтобы после пиршества шерсти еще осталось, чем порадовать глаз.
Способ №3 Валяние в тазике с тёплой водой
Этот способ валяния я пробовала несколько раз до эксперимента. И каждый раз он вызывал у меня недоумение. Однако, нужно было сравнить результат и вот что получилось. Процесс валяния в теплой воде очень приятен. Но в моей голове так и не прояснилось, как можно пройти всю поверхность большого изделия, не пропустив ни кусочка. Ладно мой квадратик, а как с платьями в пол? Мне кажется, вывод напрашивается сам. Валяние происходит не за счет того, что вы трете отдельный участок, а за счет того, что вы постоянно ворочаете изделие в теплой мыльной воде. Ведь если мы что-то пропустим, то там войлок должен не сваляться, а он сваливается равномерно. Значит, либо у вас глаз-алмаз, либо одно из двух.
В общем, по времени работать пришлось чуть меньше, чем во втором случае, квадратик стал прямоугольником (единственный из всех образцов). По ширине немного тянулся, а по высоте — нет. Декор съеден, фактура средненькая. Края выровнять не удалось со всем моим опытом.
Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, тянется только в ширину. Съеденный декор и с лица и с изнанки.
Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно и, по-видимому, очень серьезно.
Возможности использования: отличный способ перемешать все слои в изделии. Сколько бы вы не положили шерсти и волокон, теплая вода их мгновенно смешает.
Способ №4 Валяние на трубе с воздушно-пузырьковой пленкой
По поводу этого и следующего способа хочу сразу расставить все точки над «i». Мой рулон — это оптимально подобранный набор материалов и инструментов для достижения наилучшего результата. Не буду сейчас вдаваться в подробности, а только перечислю условия. Это сантехническая труба 5 см в диаметре с толстой изоляцией + воздушно пузырьковая пленка ТРЕХСЛОЙНАЯ, то есть без торчащих с одной стороны пузырей. Все пузыри внутри. А в случае пятого способа — это отсутствие ВПП и икеевская пленка на столе. Эти характеристики дают мне требуемый результат. Минимум воды и грязных полотенец, минимум усталости при всей тяжести работы и отличный результат.
Итак, при валянии с воздушно пузырьковой пленкой я закатывала на трубу виток пленки, потом образец и фиксировала канцелярскими резинками. Катала с усилием в разных направлениях, переворачивая образец после каждых 70-ти прокатываний туда-сюда. В итоге получился тонкий войлок с идеально сохраненным декоративным слоем. К сожалению, по своим эластичным характеристикам он проигрывал образцу №2. То есть он отлично тянулся, но плохо возвращался к исходному состоянию.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.
Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий.
Возможности использования: этот способ был и остается оптимальным для валяния любых вещей любой толщины и с любым количеством декора. Но это серьезный труд, работа дольше и тяжелее, чем способы №2 и №3.Если нужен суперэластичный войлок, то есть смысл на начальных этапах взяться за рулон, а затем уже переходить ко второму способу валяния. Или заменить способ декорирования в пользу эластичности. Так же стоит обратить внимание на длину изделия. Чтобы качественно провалять длинные вещи, их лучше иногда складывать пополам и наматывать с конца. Чтобы середина оказалась на последнем витке пленки.
Способ №5 Валяние на трубе без пленки (можно с полотенцем)
Я вынесла этот способ в отдельную категорию, потому что думала, что результат будет отличаться от способа №4. По факту, различий практически не было. Валять с пленкой было мягче для рук, а без пленки было легче перематывать рулон. Но я думаю, что здесь есть подводный камень. При валянии образца по четвертому способу, он захватывал всего один виток пленки и при этом отлично проваливался. Если бы изделие было длиннее, то многочисленные витки пленки стали бы препятствовать сваливанию внутренних слоёв. В этом плане способ №5 заметно выигрывает. То есть изделие наматывается без пленки, все его витки проваливаются гораздо более равномерно, чем в способе №4.
Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.
Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий. Легко и быстро перематывать рулон без всяких завязок.
Возможности использования: те же, что и в способе № 4, но это более оптимальный способ для валяния очень длинных вещей. Если к процессу добавить работу рубелем, то можно свалять изделие быстрее и с меньшими трудозатратами.
Краткое сравнение способов я записала в таблицы:
*Мин. КУ — это КУ, подходящий для работы в техниках сэндвич и армированный войлок, но недопустимый для работ, в которых с какой либо стороны открыт шерстяной слой.
В своем эксперименте я не стала затрагивать другие способы валяния — трение войлоком о войлок, работа на стиральной доске, «перегибание», катание в рулоне без сердцевины и так далее. Для меня некоторые из них служат определенным целям. Например, быстрое валяние маленьких вещей, или работа со жгутами, или посадка изделия по фигуре. Это отдельная тема еще на несколько страниц, а я и так уже много написала. К тому же нас ждет еще один важный раздел…
Механика работы шерсти при разных способах валяния.
Раз шерстинка, два шерстинка, а три уже много…
Наш эксперимент наглядно показал, как работает шерсть в процессе валяния. При воздействии в толщину полотна (валяние в рулоне, притирка руками в плоскости) мы получаем гладкий тонкий войлок с ярким декором и с небольшим коэффициентом усадки. При работе с объёмом (подбрасывание, вымешивание, валяние в теплой воде), войлок получается значительно толще, декор уходит в шерсть, но при этом появляется эластичность. Почему же так происходит?
При работе в плоскости мы намеренно сдерживаем усадку (увеличение толщины) и как бы требуем от шерсти работать только в одном направлении — сцепляться с соседними шерстинками, но не вставать дыбом, пытаясь свернуться в клубок.
При работе в объеме мы позволяем шерсти действовать самостоятельно и она, как осьминог, распускает свои щупальца во все возможные направления. Платье не становится шариком только потому, что у нас очень тонкая раскладка и хорошо притертое изделие. Первичное сцепление полотна ВШМ задает границы дозволенного, соединяет точечно шерстинки и не позволяет им убегать полностью. Допустим, одна шерстинка соприкасается с другими в трех точках. Она не может встать и уйти на 10см дальше, но она может завернуться в петельки, попутно цепляя другие шерстинки и создать модель трикотажа в войлоке.
Таким образом, нам всегда стоит помнить, что если у нас работа в плоскости, то можно обойтись маленьким КУ и средней толщиной раскладки. При наличии рук из нужного места и определенных знаний построения выкройки и раскладки шерсти, изделие сядет по фигуре само и все края будут идеальны без лишних движений.
Если же мы планируем работать с объёмом, надо настраиваться на большой КУ (кроме техник из разряда исключений), и на дополнительную работу с открытыми срезами. Раскладка должна быть идеально тонкой и равномерной, зато процесс валяния будет быстрым и лёгким. И эластичность, опять же козырь…
Думайте вами, решайте сами, валять или не валять….
Надеюсь, моё пространное объяснение было понятно тем, кто ищет знаний. Вот еще прикладываю видео. Оно без слов, но там можно посмотреть на все способы валяния «в движении».
И последнее. Я прекрасно осознаю ценность этой информации и делюсь ей не столько из врожденного альтруизма, сколько из желания «сделать мир лучше». Пожалуйста, взгляните внимательно на свой войлок, постарайтесь применить эти знания и повысить качество своих работ и каждый фелтмейкер будет вам благодарен. Только работая над собой, мы можем изменить мир войлока в лучшую сторону. Я хочу, чтобы не осталось людей, которые говорят: «Я знаю, что такое этот войлок, он развалится от первого дождя». Я хочу, чтобы в сознании людей слово ВОЙЛОК равнялось слову КАЧЕСТВО. И если моя статья в этом поможет, я буду очень-очень рада.
Ваша вечная зануда, Сапельникова Татьяна.
Мифы и правда о сухом валянии
Мифы и правда про сухое валяние. Новичкам читать обязательно.
Дорогие мастерицы, начинающие валяльщицы! У меня снова есть, чем с вами поделиться. Обращаюсь к тем, кто осваивает нелегкий труд валяльщицы по-сухому. У «мокрых» валяльщиц труд тоже не из простых, но об этом – в следующий раз и скорее всего, не от меня. Итак о мифах, с которыми встречаются начинающие, особенно тех, кто пытается овладеть мастерством валяной куклы, а в частности воспроизводством человеческого лица.
Ножницы использовать можно и нужно!
Хорошая новость в том, что ножницы, которыми пугают начинающих мастеров, при производстве валяного человеческого лица – часто не просто нужны, а необходимы. Особенно если вы делаете портретную куклу и нужно воспроизвести, скажем, похожий нос. Иногда характерным бывает подбородок и он не сразу может получиться таким, как надо. И здесь тоже нужны ножницы.
В начале моей деятельности, от ножниц я шарахалась как от чумы. Начиталась презрительных комментариев, мол, если вы начнете резать войлок, вещь никогда не получится и прочее. Нельзя резать волокна, это моветон и низший класс…
Бред! Полный бред! Сколько мук я претерпела, пока тайком, озираясь, когда никто не видит, совершила страшное, по словам многих мастеров, преступление против великой идеи сухого валяния – достала из тайного места заветные ножницы и, перекрестившись, вырезала именно тот нос, какой мне нужно.
Во-первых, режем мы уже увалянное изделие, увалянное в колотушку. Когда вы понимаете, что сколько еще этот нос не долбить, он уже не изменит своей формы. А вам нужен другой нос! Немного другой формы. Резать! Во-вторых, если получилось немного рвано, припорошим это шерстью и тоненькой иголочкой покроем поверхность до гладкости. Все! Не бойтесь и никого не слушайте. Только время потеряете.
Вот кукла, которую я делаю сейчас, на первом фото нос без формирования его ножницами, на втором – уже подкорректированный. Позже при финише, заглажу поверхность окончательно. Без ножниц одной долбежкой это сделать нереально.
Гладкое покрытие поверхности без всяких дополнительных средств.
Нельзя использовать ни сальвитозу, ни целлюлозу (что по сути одно и то же), ни тем более – разведенный ПВА, ни всякие другие шляпные пропитки. Только – чистая хорошо заваляная поверхность.
Пропитки, на которые вы будете уповать, со временем побелеют и выглядеть ваша кукла будет, как присыпанная мукой в разных местах. К счастью, я пробовала этот способ на кукле, которую сделала для себя. Не для клиента. А то – умерла бы от стыда. Хорошо заваливайте финишной иглой и время не испортит вашу куклу. Ничего сверху не нужно. Из надежных средств – утюг и еще кое что, у мастеров на мастер-классах есть свои секреты. Но только не традиционные пропитки для войлока.
Покрытие во многом зависит от шерсти, которую вы используете. Если для работы у вас гребенная лента, особенно – к примеру, полутонкая Троицкой фабрики, вы “убьетесь” маскировать видимые волокна. Перед работой, чтобы лицо вашей куклы в итоге не походило на лицо Лешего, вам придется до мозолей на пальцах рвать шерсть на короткие пушинки и только потом валять. Если у вас нежнейший меринос, лицо куклы будет нежным и гладким, но всегда потом будет немного пушиться… Я для себя давно выбрала латвийский кардочес, который в конце после финиша дает довольно гладкую поверхность без видимых дырок.
Иголки нужно подбирать специально для разных функций.
Это правда, но для начинающих это ненужная, пока лишняя информация. Я вначале тоже пыталась разобраться в секретах иголковедения. Сутками сидела в интернете, читала про звездочки, треугольнички, корончатые… Американские лучше немецких. Или нет, немецкие все же лучше… А для приваливания волос нужны треугольнички. А звездочка 38 быстрее валяет. И так далее.
Новички! Не забивайте себе голову. Вам из этих тонкостей нужны именно «тонкости» и «толстости». Из всего многообразия предлагаемых игл отличите вначале самые толстые и самые крепкие (круче японских «Tulip» как иглы для начального валяния и особенно для начинающих, вы не найдете! Они самые крепкие и самые долгоиграющие) и тонкие – для финишной отделки. Для начала пойдет даже самая простая «Гамма». А потом уже начнете разбираться и выделять для себя приоритеты. Главное – научиться валять. Остальное – придет. Единственное, что стоит отличать на этом этапе – это обратная игла. Которая пушит изделие. Не путать!
Я давно получаю из Китая эти иглы пачками, и мне даже смешно говорить о цене иглы для валяния. Ее уже нет в моем перечне затрат.
Так же не стоит убиваться, если вы сломали иглу. А вы их будете ломать, поверьте. Я давно делаю так – обломанный кончик сохраняю, потом делаю к нему ручку из запекаемой пластики и у меня есть прекрасная игла для внешних работ. С ручкой и с естественным блокиратором хода иглы.
Сваляное изделие должно быть твердым.
Это правда! Никаких рыхлых, даже внутри, валяных вещей. И не говорите мне, что поверхность у куклы великолепно заваляна, а внутри – мягкий поролон или синтепон и ничего страшного. Нет! Голова куклы должна стучать об стол как деревяшка. Тогда не поплывут черты лица. Можно, конечно, извести полкило шерсти или сливера или очеса, и долбить как дятел неделю плотный шарик, как основу головы. А можно поступить умнее, «засунув вовнутрь» что-нибудь типа пенопласта и только потом – работать с шерстяной поверхностью, все-таки «утыкав» ее до состояния камушка. Это делать необходимо. Никакой мягкой начинки. Если вы делаете человеческое лицо. Особенно на продажу. Отсюда 5 пункт напутствия новичкам.
Берегите локоть. Он у вас один.
Локоть страдает очень. Локоть, плечо, кисть. Год вы будете долбить беспечно и насвистывая. Второй – возможно тоже. Дальше будет сложнее. Вы почувствуете, что у вашего локтя есть ресурс. И когда вы создавали очередную 70-сантиметровую куклу, вы, мягко говоря, «перестучали», перенапрягли руку и что-то вам в ней теперь не нравится.
Диклофенак, Найз, Бен-Гей, Никофлекс и так далее. Использую разные мази. Это то, чем я теперь мажу локоть, потом обматываю его спортивной повязкой и потом работаю. Этим я плачу за беспечность первых лет валяния. Вывод – валять в повязке, желательно с греющей мазью, чтобы не страдал сустав. Да, есть машинки, но они тоже дают напряжение на сустав, если вы его ничем не защищаете и работаете долго и увлеченно без перерыва. Никакой долбежки дольше 15 минут. Смотрите на часы и отдыхайте.
Цена валяного изделия высокая из-за дорогой шерсти
Нет. Это не так. Цена материалов в валяном изделии мизерна. Основное – работа мастера, его потраченное время. Традиционно в производственных процессах (даже в строительстве домов) цена материалов – составляет от 10 до 20% от конечной стоимости изделия.
В «валяном деле» самое главное – это работа, потраченное время, мастерство, которое позволяет сокращать трудодни, выдавая на гора отличное качество. Только труд. Это и есть цена. Шерсть, глазки, кожаные ботинки для куклы – непосредственные затраты на материалы – самая маленькая цифра в себестоимости изделия. Крохотная.