О пользе лепки. | Журнал Ярмарки Мастеров
Если кто не знает, сейчас в интернете проходит коференция Рукоделие 3,0, на котором мне повезло попасть на выступление Мастеров по лепке из полимерной глины.
Удивительные цветы, украшения, фигурки, так интересно и вкусно подано, что захотелось попробовать также вспомнить детство и слепить что нибудь этакое.
В далеком детском возрасте, в почти забытое советское время начиная с детского сада нас развивали, занятия по рисованию и лепке были обязательным моментом. Почему? Очень просто, это входило в стандарты и программу образования тех времен. Была замечена связь между развитием координации движения пальчиков и рук ребенка, так называемой мелкой моторики, и общего интеллектуального и эмоционального развития ребенка, в том числе и речевого.
Познание окружающего мира через лепку начиналась с простых предметов, яблочки, грушки, потом лошадки, кошечки, слоники, человечки… Мало того что формируется пространственное воображение, так еще воспитывается усидчивость, внимание, воображение, точность и координация. Тем кому хорошо давалась в детстве лепка, так же хорошо потом давалось освоение письма, чтения.
Лепка позволяет выразить эмоции, в том числе неосознаваемые, что очень важно не только в детском, но и во взрослом возрасте.
По мнению иглорефлексотерапевтов и приверженцев восточной медицины, ладони и пальцы содержат большое количество рефлекторных зон, влияющих на общее состояние организма, и на вегетативную нервную систему в частности.
Вот картинка из учебника по неврологии для медицинских вузов. посмотрите, ка кмного места занимает проекция кисти руки на извилине, отвечающей за чувствительность!. При недостатке «впечатлений», а именно тактильных ощущений в этих зонах и недостатке движения функция начинает снижаться. Какие зоны кистей рук активны при работе за компьютером, особенно с мышкой? А при письме шариковой ручкой? И сравните с лепкой.
Почему некоторые, чтобы снять стресс, теребят что то в руках, грызут ногти, комкают бумажки или потирают руки? Ну в общем, понятно, куда я клоню.
В настоящее время лепка вызывает все больший интерес у взрослых. Это расслабляет, дает возможность выразить, проработать эмоции, просто получить тактильные впечатления, удовольствие и эстетическое и физическое. В этом есть даже элементы арт-терапии.
По поводу выбора материала на мой взгляд могу сказать, что для ребенка все же лучше пластилин, глина, что то мягкое. Полимерная глина бывает тяжеловата в лепке и для новичков из взрослых, она требует некоторых физических усилий, а для детишек, как мне кажется, она будет на первых порах сложна в обработке, хотя я и не специалист в этом вопросе.
В заключение хотелось бы еще раз сказать о пользе занятия лепкой, как для детей так и для взрослых. Как мне кажется, сейчас есть некоторый перекос в сторону зрительных и слуховых впечатлений. Фильмы, телевизор, компьютер, реклама, радио, плееры, медиа-шум из всех как говорится щелей. Занятий спортом конечно никто не отменял, но даже тихие посиделки за лепкой из банального пластилина или соленого теста в разы полезнее какой-нибудь компьютерной стрелялки..
Настоятельно рекомендую всем, кто еще не увлекся этим видом рукоделия, последовать примеру мастеров и начать открывать для себя новые горизонты творчества.
www.livemaster.ru
Лепим фигуры из пластилина. Мы научим вас как лепить из пластилина
Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка из пластилина. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью пластилина можно создать множество интересных поделок. И сегодня мы покажем вам пошаговый мастер-класс по лепке.
Сегодня вы увидите, как лепить различных животных и их фигуры из пластилина. Не забудьте помимо пластилина захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.
Поверьте, детки будут очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!
Панда
Собачка
Улитка
ihappymama.ru
Как сделать поделки из пластилина для детей своими руками фото уроки
Каждый родитель знает насколько Важно заниматься развитием своего ребёнка. На первых этапах жизни ребёнок при помощи тактильных ощущений познают окружающий его мир играя с различными развивающими погремушки, пластиковыми или деревянными кубиками и плюшевыми игрушками, но уже в более старшем возрасте 2-3 лет ребёнку становится интересно что-то самостоятельно мастерить и лучшим материалом для этого станет пластилин. На pulmix (пулмикс) вы найдете множество интересных поделок из пластилина для детей от 2 лет.
Всевозможные поделки из пластилина который ребёнок сможет слепить под Вашим чутким руководством замечательно развивают мелкую моторику Вашего малыша, а также способствуют повышению усидчивости, развитию мозговых процессов и внимательности крохи.
В возрасте 3-4 лет малыш уже начинает стремится к самостоятельности и тут начинается: «Мама я сам», «Не трогай», «Дай я сам это сделаю» и т.д., но как говорят опытные врачи – не стоит навязывать ребёнку своё мнение, а дайте ему свободу выбора и позвольте самостоятельно сделать своими руками любую понравившеюся ему поделку, так как только в таком случаи ребёнок способен максимально задействовать всю свою фантазию и умственные способности, а благодаря поэтапным урокам с фото и мастер-классам приведённым на нашем сайте Ваш малыш с лёгкостью справится с поставленной задачей. Ну, а что касается более старшего возраста 5-10 лет когда наступает время максимального развития фантазии ребёнку и когда детям задают в школе делать всевозможные поделки из природных материалов – тут как никогда кстати будут поэтапные фото и видео уроки лепки различных животных, транспорта, людей, продуктов питания, транспорта, ну и конечно же различных представителей фауны: цветов, деревьев и растений.
pulmix.ru
“А из чего вы лепите?”: обзор материалов для лепки
Эта статья о материалах для лепки. И, скорее, она рассчитана на покупателей, нежели мастеров — очень хочется, чтобы человек знал, что он приобретает, из чего и как это сделано. Хотя, наверное, и некоторым мастерам это будет и небезынтересно.
Полимерная глина. Пластичный материал для лепки неприродного происхождения, внешний вид и свойства напоминают пластилин. Полимерные глины изготавливаются на основе ПВХ и одного или нескольких видов жидких пласитфикаторов. Иными словами, это пластик. В широкой продаже появилась в 1964 году. Выпускается разных цветов.
Из полимерной глины лепят украшения, кукол, цветы и тому подобное, после чего запекают в духовке при температуре в 100-130 градусов. К керамике отношения не имеет.
Холодный фарфор. Это материал для лепки, который вы можете изготовить в домашних условиях совершенно самостоятельно при помощи крахмала, клея, глицерина и масла. Придуман он в Аргентине в начале прошлого века. Это дешевый, очень пластичный безвредный материал, застывающий на воздухе без каких-либо термических воздействий. Делают из него опять же кукол, цветы, украшения. Не имеет ничего общего по составу и обработке с настоящим фарфором.
Природная глина или просто глина. Матерью и “изготовителем” глины является сама Земля. Это осадочная мелкозернистая горная порода, в увлажненном состоянии пластичная, состоящая из различных природных минералов, от примеси в глине того или иного минерала зависит ее цвет.
Используют глину во многих областях жизни: для ухода за лицом и телом
Для строительства
Ну и, наконец, для изготовлении керамической посуды, украшений, статуэток, скульптур и прочего
Остановлюсь на глине как на материале для изготовления керамики. Увлажненная глина, как было написано выше, пластична. Из нее лепили руками наши предки до гончарного круга, позже уже с его использованием. Изделие лепится, потом сохнет при комнатной температуре несколько дней (это зависит от температуры и влажности помещения), затем полностью сухое изделие обжигается в специальной печи, в которой достигаются высокие температуры, благодаря чему влага из глины испаряется, а черепок спекается. Это и называется керамикой — природная глина, прошедшая высокотемпературный (600 градусов и выше) обжиг. Еще раз повторю, обжиг проходит в высокотемпературных печах (в домашней духовке обжиг керамики невозможен, максимальная температура в духовке — до 300 градусов).
Его Величество Фарфор.
Фарфор — это особый вид керамики, непроницаемый для воды и газа, в тонком слое просвечивающий. Родина фарфора — Китай, именно здесь впервые он и появился. Китайские ремесленники начали добавлять в определенных пропорциях в глину коалин, кварц, полевой шпат (все это тоже природные минералы), благодаря чему фарфор обжигается при очень высоких температурах (от 1200 градусов) опять же в специальных высокотемпературных печах и имеет свой неповторимый белый цвет.
Из фарфора можно делать цветы, фигуры, украшения и, конечно же, посуду. От обычной керамики он внешне отличается тонкостью, белоснежностью, полупрозрачностью и изяществом изделий, которые можно из него изготовить.
Надеюсь, что информация была кому-то полезна. Статья написана самостоятельно. Не со всеми из представленных материалов знакома на личном опыте, поэтому не исключаю, что где-то могут быть неточности. Поправляйте, если что 🙂
www.livemaster.ru
Лепка из пластилина с детьми детского сада, схемы лепки фигурок
Пластилин – прекрасный материал для поделок. Из него можно создать всё, что захочет ваш ребёнок. К тому же пластилин очень нравится детям. Лепка отлично развивает моторику, терпение, фантазию, усидчивость, абстрактное мышление, логику и даже речь. Если вашему ребёнку уже есть полтора года, то можете приступать к обучению.
Лепим из пластилина с детьми детского сада
Для начала подготовьте рабочее место, чтобы ребёнку было комфортно. Вам понадобится стол, стул, пластилин, дощечка, ножик для пластилина. Затем пластилин нужно хорошо размять в руках. Начнём с гусеницы! Ребёночек должен слепить несколько шариков любых цветов. Затем соединить их между собою. На первом шарике сделать глазки и ротик.
Рекомендую к просмотру обучающее видео!
На сегодняшний день пластилин имеет большой ассортимент ярких цветов. Из него превосходно получатся любимые фрукты детей.
Рекомендую к просмотру обучающее видео!
Комбинированные поделки
Из пластилина легко создавать мелкие детали. Вы можете сочетать пластилин с другими материалами для поделок. Например: шишки, семечки, каштаны.
Динозавр из пластилина и шишек
Ёжика из пластилина и семечек
Гусеницу из пластилина и каштанов
Пошаговые схемы лепки
Пошаговые схемы упрощают работу и экономят ваше время. Слепите вместе с ребёнком его любимых зверей.
Корова из пластилина
Лягушка из пластилина
Собака из пластилина
Создайте целый зоопарк, в котором будет лев, ослик, поросёнок и другие забавные животные.
Хотите создать ощущения праздника, слепите самый красивый торт.
Рекомендую к просмотру обучающее видео!
Не забывайте про любимых персонажей мультфильмов ваших детей.
Лепка из пластилина прекрасно развивает творческие способности. Со временем ваш ребёнок сможет создавать целые шедевры, главное помнить принцип – от простого, к сложному.
Загрузка…
svoimirukamy.com
Виды лепки, основные методы и приемы
Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.
Лепка и ее польза
Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.
Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:
- разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
- создавать объемные поделки;
- развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
- получать эстетическое воспитание.
Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.
Материалы. Какие они?
Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и виды: аппликацию, рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.
Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.
Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.
Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:
- Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
- Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.
Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.
Глина и пластилин: сравнение свойств
Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.
Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:
- нейтральный цвет;
- способность прекрасно сохранять форму;
- возможность выбрать кусок любого размера;
- наличие однородной текстуры;
- дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
- изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).
К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.
Пластилин – материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:
- достаточно прочный материал;
- детали легко скрепляются;
- цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.
Из минусов пластилина:
- не подходит для малышей из-за состава;
- перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.
Когда и с чего начинать
Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.
Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.
Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.
Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.
Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.
Приемы лепки
В самом начале они отличаются простотой:
- отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
- разминание – надавливание пальцами или рукой;
- сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.
Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:
- скатывание – создание формы шара круговыми движениями ладони;
- раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
- сглаживание – придание округлости форме;
- вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
- заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
- прищипывание – оттягивание и заострение одного края;
- соединение – скрепление деталей друг с другом.
Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.
Основные виды лепки
От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.
Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:
- Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
- Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост – значительно меньше.
- Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.
Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.
Какие еще существуют виды лепки
Имеется еще одна классификация – с точки зрения сюжета:
- Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
- Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
- Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.
Лепка в детском саду
На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.
Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.
Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.
Что необходимо знать и уметь
Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:
- Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
- Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
- При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
- Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.
Пластилиновые картины
Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.
Техника, принцип которой заключается в создании картины из пластилина, называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.
Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.
Заключение
Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!
Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.
fb.ru
основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет
Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.
Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.
В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.
Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?
Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.
На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.
На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.
Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста
Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).
Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.
Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.
Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.
С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.
Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.
Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).
Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.
Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.
Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).
Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).
Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).
Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.
Это важно:
— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.
— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)
Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?
Первый этап. Знакомство с материалом.
Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.
Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!
Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:
- пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
- нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
- подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
- пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
- смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.
Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).
- Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.
Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.
Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой
- от знакомства малыша с материалом ( исследовательские действия)
- к использованию его по назначению (для лепки)
- и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.
Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»
Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста
- раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
- скатывание кусочка в шар,
- сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
- получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
- отщипывание кусочков,
- прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.
Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).
Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома
— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.
Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.
Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!
Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.
ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.
Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.
— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).
— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.
Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? ( гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.
Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»
— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.
— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:
- Первый день – учимся скатывать шарик.
- На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
- Далее делаем перерыв 2-3 дня.
- И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).
Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.
В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.
Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.
— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.
— Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.
— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.
Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет
Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.
Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.
Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий
«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.
«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».
«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!
Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите : «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»
Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.
- Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
- Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»
Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет
В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.
Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи
- лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
- соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
- раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
- сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
- делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
- соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
- лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).
Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке
В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.
Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.
Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).
- Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
- Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
- Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).
Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).
- Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
- Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
- После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).
Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач
Первый этап: ознакомление с материалами
— Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),
— Норка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).
Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)
- слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
- слепим веточку для птички (колбаска),
- лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
- слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
- слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
- самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
- елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
- домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
- баранки (соединение колбаски в колечко),
- колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
- браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
- другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
- улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
- пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
- ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
- шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
- морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
- змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
- гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
- мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).
Третий этап – осваиваем скатывание шара
- слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
- лепка колобка для бабушки и дедушки,
- лепка клубочков для котенка ( котенок любит играть с клубками),
- лепка мячиков,
- лепка погремушки (шарик + колбаска),
- яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
- помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
- лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
- малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
- конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
- бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
- пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
- слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
- лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
- лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
- лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
- неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
- гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
- огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
- бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).
Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:
- лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
- делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
- оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
- слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
- гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
- солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
- черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),
Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.
Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!
Книги по лепке для малышей
Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.
Литература по лепке с детьми раннего возраста в помощь маме и педагогу: ссылки даю ниже на Лабиринт, чтобы можно было посмотреть развороты книги, разделы, прочитать отзывы.
1. [urlspan]Янушко Е. Лепка с детьми раннего возраста. 1- 3 года. — М., 2014. [/urlspan]В книге даны конспекты игровых занятий по лепке с малышами — эта полная энциклопедия лепки с детьми раннего возраста, но картинок в книге нет. Хотя нарисовать их самим достаточно просто.
Разделы книги (каждый раздел — это цикл игровых занятий с детьми по данной технике лепки):
— волшебное тесто,
— пластилиновые крошки,
— пластилиновые прятки,
— пластилиновая печать,
— пластилиновая мозаика,
— пластилиновые кусочки,
— пластилиновые колбаски,
— пластилиновые раскраски,
— пластилиновый коллаж,
— пластилиновые бусы,
— пластилиновые пирожки,
— рисование на пластилине,
— пластилиновые поделки.
2. [urlspan]Янушко Е. Альбом «Лепим с малышом. Пластилин и тесто» [/urlspan]- красочное пособие для домашних занятий с детьми по лепке. Уже готовые игровые сюжеты, которые нужно только провести со своим ребенком. Даны готовые картинки. В книге три части:
— Первая часть: скатывание шарика (лепка ягод рябины, винограда, конфет, витаминок, снега за окном.
— Вторая часть: пластилиновые прятки.
— Третья часть: игры для ознакомления с пластилином
3. [urlspan]Янушко Е. Альбом «Лепим с малышом. Картинки из теста и пластилина»[/urlspan]
— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.
У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.
4. [urlspan]Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых.[/urlspan]. Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.
5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.
Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке
Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.
Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).
Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.
Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).
Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.
Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.
Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.
Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта:
— Пирамидки для детей: какие бывают, как выбирать и как играть.
— Книги для самых маленьких
— Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры с матрешками.
— Рассказы для самых маленьких
— Детская книжка своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
rodnaya-tropinka.ru