Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки.
1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.
Виды и способы лепки.
Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)
Особенности пластического творчества.
Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.
Только занимаясь лепкой:
-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;
-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;
-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,
-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,
-глазомер, пространственное мышление;
-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;
-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;
-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;
-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна
-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности
Пластические материалы.
Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой
Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.
Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.
Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.
Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.
Мукосоль, или соленое тесто.
Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)
Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся
в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.
Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.
Фольга
Вспомогательные материалы для лепки:
– дощечки для лепки
– станок с поворотным кругом
– стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)
-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.
– каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.
– основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)
– бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
– ножницы
Виды лепки
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.
Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),
Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.
Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).
Другие виды лепки:
Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков
Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки
Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.
1.Способы объемной лепки:
Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.
Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.
Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.
Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).
Для лепки посуды используются способы:
Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске
Ленточный способ (ст.гр)
Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.
Выбирание стекой глины
Гончарный.
2.Рельефная лепка используется:
1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.
2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:
– барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;
– горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
– контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)
Способы оформления и декорирования
1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)
2. защипывание (лепестки)
3. загибание (край тарелочки)
4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)
5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)
Технические приемы лепки
(бывают ладонные и пальцевые)
Обучение с младшего возраста:
Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Обучение со среднего возраста:
Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
Скручивание. Придание формы спираль.
Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.
Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.
Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Конспект образовательной деятельности по лепке в нетрадиционной технике на тему «Бытовая техника» (старшая группа). Утюг
Конспект образовательной деятельности
по лепке в нетрадиционной технике
на тему «Бытовая техника» (старшая группа)
Цель: Расширение и углубление представлений о бытовой технике, её частях и назначении.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Обогащать представление детей об окружающем предметном мире
- Закрепить у детей представление о предметах облегчающих труд человека
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Воспитание у детей дружеских взаимоотношений между детьми и желания помочь дугу
- Воспитывать в детях уважительное отношение к труду
- Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников
ОО «Речевое развитие»
- Уточнять, расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Бытовые приборы»
- Закрепить у детей умение описывать тот или иной бытовой прибор
- Закрепить у детей умение использовать в речи простые и сложные предложения
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- Закреплять умение детей самостоятельно выбирать цветовую гамму
- Развивать у детей цветовое восприятие окружающего мира
- Совершенствовать развитие мелкой моторики руки и кистей у детей
- Учить вызывать положительный отклик на изображение
- Продолжить закреплять у детей умение пользоваться различными способами соединения деталей при лепке
ОО «Физическое развитие»
- Сохранение и укрепление здоровья детей
- Предупреждение утомляемости у детей
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением бытовой техники
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «угадай по описанию», «Разрезные картинки»
- Беседа: «Наши умные помощники»
- Знакомство с бытовой техникой в повседневной жизни
Материалы:
- Игрушки по теме «Бытовая техника»
- Иллюстрации бытовых предметов ( утюг, холодильник, плита, пылесос и т.д)
- Наборы пластилина, картон с изображением пылесоса, стеки, доски, салфетки для рук
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие об обычных вещах. А о чем пойдет речь, угадайте:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А еще белье погладить…
Как со всей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
А приходится им братцы,
Электричеством питаться.
Всем понятно и без спора,
Это – электроприборы!
Электроприборы – наши помощники. Без них нам было бы тяжело управляться с делами.
Ребята, а где можно использовать электроприборы?
Дети: дома, на улице, на работе, на заводе, в больнице и т.д.
Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой электроприбор?».
Ход игры: воспитатель показывает картинки с различными местами (больница, улица, магазин, завод, квартира и т.д.), задавая вопрос: «В больнице электроприборы – какие?». Дети отвечают: медицинские.
В магазине электроприборы – магазинные.
На заводе электроприборы – заводские (технические).
На улице – уличные.
В квартире – бытовые.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним электроприборы, которые используем дома, в быту. И называются они по другому бытовой техникой. Давайте назовем бытовую технику. (Воспитатель показывает картинки, дети отвечают)
Физминутка.
«А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждые такт. (Наклоны)
А в часах сидит кукушка, (показывают крышу руками)
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью (приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга (круговые движения туловищем)
Повернемся мы с тобой,
Против стрелки часовой (вращения в другую сторону)
А часы идут, идут (ходьба)
Иногда, вдруг отстают (медленный темп ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают (встали)
Ребята, я предлагаю вам сегодня пофантазировать и самим изготовить один из бытовых приборов. А какой? Угадайте:
В полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход.
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь!
Ни морщинки не видать!» ( утюг)
Утюг-это электрический прибор,предназначенный для глаженья одежды. А теперь давайте рассмотрим утюг и назовем из чего он состоит:корпус,ручка,шнур с вилкой,переключатель температуры. Из чего сделан корпус утюга?Из пластмассы значит он пластмассовый. Какая поверхность утюга-подошва гладкая,блестящая,ровная,металлическая. Определите ее форму. (треугольная)
Для чего нужна ручка?Ручка какая (пластмассовая)Почему ее не сделали из металла?Для чего нужен переключатель температуры. (чтобы регулировать темп.)Для чего нужны отверстия на поверхности утюга (через них выходит горячий пар,чтобы материал легче было отгладить. Вот какой удобный и красивый утюг придумал человек.
Лепить его мы будем раскатаными колбасками заостряя кончик , выкладывая их по краю картонной подошвы утюга. Затем вылепим диск для обозначения нагрева. Шнур и вилку.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! У вас получились красивые и очень необычные убюги . Они станут прекрасным подарком ко дню матери.
Выставка работ.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: конспект по лепке
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
(область: художественное творчество)
На тему: Совушка-сова – большая голова (лепка).
Воспитатель: Шахова Е.А.
Цель занятия: научить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.
Задачи:
- Обучающая – учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на три части при помощи стеки.
- Развивающая – развивать моторику рук при создании композиции из пластилина, творческое воображение.
- Воспитательная – продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность.
Материал для занятия:
- плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер ½ А4;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- стека;
- иллюстрация с изображением совы или игрушка сова.
Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц».
Ход занятия:
- Организационная часть.
Педагог. Ребята, прежде чем мы с вами начнем занятие, предлагаю вам отгадать загадку:
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Днем спит, ночью летает.
И прохожих пугает
Ушастая голова. Это…
Дети. Сова.
Педагог. Верно. Про сову, ребята, сложено немало сказок, стихов, песенок. Послушайте одну из них.
Совушка – вдовушка
На суку сидела.
Совушка – вдовушка
За реку глядела.
Задремала совушка,
Задремала вдовушка.
С дерева свалилась,
На сук рассердилась:
– Ты бы мог меня, сучок,
Подхватить за бочок!
Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.
Педагог. У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, шея – маленькая, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Ребята, а зачем сове летать бесшумно?
Дети. Чтобы не спугнуть добычу.
Педагог. Правильно. Сова – хищник, который охотится ночью. А какие еще могут быть птицы по типу питания?
Дети. Растительноядные, насекомоядные.
Педагог. Верно. А есть ли у совы какая-нибудь особенность?
Дети. Она ночью охотится, а днем спит.
Педагог. Молодцы. Сейчас я вам объясню почему. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света, и, если вытащить ее из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.
«Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».
Г. Снегирев
Физкультурная минутка «Сова»
В лесу темно, Дети складывают ладошки под наклоненную
Все спят давно, голову – «спят», глаза закрыты.
Все птицы спят,
Одна сова не спит, Руки в стороны – машут крыльями.
Летит, кричит.
Совушка-сова, Руки согнуты в локтях на уровне груди –
Большая голова, «сова» сидит на ветке.
На суку сидит,
Головой вертит, Повороты головы вправо – влево.
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит. Руки в стороны – машут крыльями.
- Практическая часть.
Педагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперенье.
Этапы выполнения работы.
- Голова. Из пластилина серого цвета скатать два шарика, расплющить их до лепешечек и расположить рядом (бочок к бочку) в верхней части основы. Стекой по краю обеих окружностей нанести неглубокие штрихи – пушистое оперение.
- Глаза. Скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина – глаза, расплющить поочередно каждый посередине окружности головы. Скатать маленькие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых кружочках.
- Брови-щеточки. Из кусочка пластилина белого цвета скатать колбаску, изогнуть ее уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стекой «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.
- Клюв. Скатать короткую колбаску из желтого пластилина, пальчиками заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.
- Туловище. Скатать шарик серого или черного цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, приложить туловище к голове и расплющить на основе. Затем скатать длинные колбаски из серого и черного пластилина, стекой разделить их на мелкие части, из которых накатать шарики, сделать из них лепешечки-перышки путем расплющивания. Далее следует выложить перышки рядами, начиная с нижнего края туловища совы: 1-й ряд – черные лепешечки- перышки, 2-й ряд – серые перышки, нижний край которых следует накладывать на верхний край черных перышек, и т.д., пока рядами из разноцветных перышек не покроется все тело птицы.
- Крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, разделить ее стекой на две части, каждую получившуюся колбаску-крылышко расположить с обеих сторон туловища и расплющить. В нижней части каждого крыла сделайте стекой насечки-перышки.
- Лапки. Взять небольшой кусочек пластилина красного цвета, скатать шарик, расплющить до блинчика, стекой сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям шарика, а получившиеся части расплющить пальчиками и заострить. Лапки следует крепить после изготовления ветки елки, на которой сидит сова.
- Дополнения к общей композиции:
основа елки – длинная колбаска коричневого цвета, расположенная под туловищем совы, ветки – расплющенные колбаски из зеленого пластилина, «распушенные» с обеих сторон стекой;
месяц – изогнутая дугой колбаска с заостренными концами из желтого пластилина;
звезды – маленькие расплющенные горошины из белого пластилина.
Разминка для рук во время работы «Совушка-сова»
Совушка-сова, Руки положить на голову, покачать
Большая голова головой из стороны в сторону.
На суку сидела, Не убирая рук с головы, покрутить ею
Головой вертела, из стороны в сторону.
В траву свалилася, Уронить руки на колени.
В яму провалилася. Убрать руки с колен и уронить их в «яму».
- Заключительная часть.
В конце занятия проводится игра «Совушка-сова».
Одному из детей надевается шапочка – маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).
Дети – птички выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.
Совушка-сова, большая голова,
Днем крепко спит, на дубу сидит.
А как ночь настает,
Просыпается,
На охоту собирается,
Летит, кричит: «У-у-у!».
Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет птичек, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.
Конспект урока лепки на тему “Сюжетная лепка. У Лукоморья…”
МБОУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
П. ЯСНОГОРСК
Преподаватель: Козлова Татьяна Геннадьевна
Класс: третий
Предмет: лепка
Тема: Сюжетная лепка. У Лукоморья…
Цели:
Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность.
Обучающая: учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками, самостоятельно определять способы и приемы лепки, придавать сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма.
Развивающая: развивать способности к формообразованию, навыков работы над композицией. Развивать воображение, способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет и прогнозировать его развитие.
Задачи:
1. Научить приемам лепки сказочных персонажей.
2. Научить создавать композицию «Богатыри» методом сотворчества с передачей экипировки и движения.
3. Научить создавать инсталляцию на основе интеграции конструирования и смешанной техники лепки
4. Освоить способ создания фантазийного существа путем комбинирования характерных признаков.
Оборудование и материалы:
Для учителя: телевизор, классная доска, макеты дуба, избушки, сундука и замка, технологические карты, иллюстрации, вылепленные сказочные герои – кот ученый, дракон, королевич, царь.
Для учеников: глина, станок для лепки, стеки, баночка с водой.
Количество учебных часов: 2
План занятия.
Вступление.
– показ мультфильма «У лукоморья….»
2. Основная часть.
– Объяснение задания и распределение сказочных героев для лепки
– Объяснение последовательности выполнения работы с использованием технологических карт .
– Лепка сказочных героев из глины.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Задание на дом.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «У Лукоморья…». Я думаю, что вам знакомы эти слова.
Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега».
В восточнославянской мифологии Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней.
В русской литературе широкую известность приобрели первые строки поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
Каждая строчка сказки «У Лукоморья дуб зеленый» – это шедевр, известный во всем мире. Небольшая часть поэмы Руслан и Людмила вместила в себя огромную часть русского фольклора и изучается во всех школах наизусть.
В немногочисленных строчках, пролога «У лукоморья дуб зелёный», Пушкин умудряется нарисовать картину, переполненную сказочными героями, где вам повстречаются и представители как добрых сил, так и тёмных. Каких героев упоминает писатель?
(Дети отвечают: Черномор, и Кащей Бессмертный и Бага-Яга, расалка, королевич и т.д.
При помощи метафор (прим. Метафора – слово в переносном значении; «кот учёный», который разговаривает и поёт, «ступа…бредёт сама собой», цитата «У лукоморья дуб зелёный») мы действительно попадаем в сказочный мир. Невозможно не почувствовать лёгкость и напевность строк «У лукоморья дуб зелёный», столь свойственную русским народным сказкам. Для создания колорита и полноты картины «У лукоморья дуб зелёный» Пушкин использует устаревшие и малоупотребительные слова такие, как «брег», «чредой», «дол», «видений». А для того, чтобы читатель поверил в реальность пробегающей перед глазами картины пролога «У лукоморья дуб зелёный» Пушкин заканчивает его привычной для своих сказочных произведений концовкой «И там я был, и мёд я пил…» (цитата, «У лукоморья дуб зелёный»).
Итак, с лёгкого пера автора «У лукоморья дуб зелёный» рисует перед нами не только образы сказочной русской мифологии и фольклора (например, образы русалки, Баба-Яги), но и рождает образ самой Руси…читатель даже может её почувствовать, прикоснуться к ней. Образ дуба вместе с учёным котом – представление мудрости Руси. Образы 33 богатырей, Черномора, царей – заостряют внимание читателя на силе и могуществе. В этом и есть Пушкин, в этом и есть настоящая Русь…. Именно поэтому автор решил присоединить строки «У лукоморья дуб зелёный» к своей знаменитой поэме. Завершает «У лукоморья дуб зелёный» А. С. Пушкин фразой «Там русский дух… там Русью пахнет!», которая подчеркивает и определяет смысл вышеизложенных строк: что именно русские народные сказки, а вместе с ними и народная фантазия стали для него источником вдохновения.
– просмотр мультфильма
А сейчас давайте пройдем в класс и попытаемся вылепить сказочных героев из глины.
(в классе на подиумах стоят макеты дуба, замка, сундука с сокровищами, а также вылепленные педагогом фигурки сказочных героев – кота ученого, дракона, королевича, царя Кощея)
Я предлагаю вам слепить недостающих героев, таких как – богатырей, волка, царевну, Бабу-Ягу и Русалку.
Для этого нам нужно определиться кто кого будет лепить. Эту работу можно делать как по отдельности, так и в паре с кем-либо. Например, Артур и Алексей будут лепить богатырей. В произведении о них мы слышим такие слова: И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
Саша – серого волка, Марина – царевну, о них писатель говорит:
В темнице там царевна тужит
А серый волк ей верно служит
Аня – Бабу-Ягу: Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой
Кристина – Русалку, которая «на ветвях сидит»
Давайте посмотрим на технологические карты и определим какие приемы лепки мы будем с вами использовать.
– скатывание
– примазывание
– сплющивание
– заглаживание
Способ лепки по частям мы называем конструктивным.
Например, чтобы слепить Русалку нужно сначала вылепить хвост в виде большой длинной «морковки» (конуса), снизу прилепливаем плавник. Туловище лепим в виде маленькой короткой морковки. Соединяем хвост и туловище так, чтобы у Русалочки была тонкая талия. Катаем одинаковые столбики – это гибкие ручки. Голова – шар, прическа – каскад из жгутиков. Чешую на хвосте можно сделать с помощью стека. (приложение 1)
Для Бабы –Яги мы сначала слепим ступу. Это такая посудина, размалывают зерна и перетирают их в муку, чтобы испечь колобок или что-нибудь еще. А Баба-Яга колобки не печет, в ступе она по лесу ходит и по воздуху летает, а метлой погоняет. Ступа Бабы-Яги похожа на стаканчик с толстыми стенками или корзину для мусора. В ступу мы посадим Бабу-Ягу. Для этого слепим туловище в виде огурчика, прикрепим голову с большим крючковатым носом, добавим «космы» – длинные лохматые волосы из жгутиков, присоединим к туловищу длинные руки, а в руки дадим метлу. (приложение 2)
А теперь давайте посмотрим как можно слепить витязей. Витязи – это богатыри, поэтому постараемся слепить их могучими и сильными, в специальном военном снаряжении. На голове у каждого витязя остроконечный шлем – слепим его в виде луковки, для этого нужно скатать шар, сплющить в пряник, вытянуть и заострить шпиль, прикрепить щиток для носа и защиту для шеи (бармица в виде воротника). Витязь одет в длинную боевую рубаху с кольчугой – нужно слепить тело в виде длинной морковки и подпоясать ремнем из жгутика. Вооружим каждого витязя копьем или мечом и щитом. Старому дядьке Черномору нужно слепить усы с густой бородой и боевой плащ. (приложение 3)
Принцессу мы начнем делать вылепив сначала юбку в форме колокола или конуса, затем соединим ее с туловищем – морковкой и овальной головой, прилепим руки волосы в виде жгутов. Остается лишь добавить корону и украсить платье налепными узорами. (приложение 4)
Принцессу мы поместим в замок, а рядом расположим серого волка, которого также как и остальных сказочных героев вылепим по частям с помощью технологической карты. (приложение 4)
А сейчас давайте приступим к выполнению задания, но прежде всего я хочу предложить вам размять свои пальчики. А для этого выполним следующее упражнение (приложение 5)
(в ходе практической части урока ведется как фронтальная, так и индивидуальная работа с учащимися)
Рефлексия
Педагог.
– А теперь собираем все вылепленные фигурки вместе, размещаем на могучем дубе и попробуем вновь прочесть вступительную часть к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый» .
Дети инсценируют сказку «У Лукоморья дуб зеленый».
Педагог.
– Ребята, что сегодня на занятии было особенно интересного?
– Что нового и интересного мы сегодня узнали?
– Чему новому научились?
– Как мы сегодня трудились? Какая группа сегодня трудилась особенно хорошо? Кто сегодня порадовал нас необычным выразительным образом при лепке своего героя?
– Кто мы сегодня больше были: «скульпторы», «зрители» или «актеры»?
– О чем мы из содержания занятия расскажем дома: родителям, родственникам, друзьям?
На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика
Внеурочная деятельность занятие на тему “Лепка животных из пластилина”
Тема занятия: Лепка животных из пластилина.
кружок «Весёлый художник» 2кл
выполнила учитель изо МОУ Ховринская ООШ Новикова Н.В.
Цели:
Учить детей формировать из пластилина объёмные геометрические фигуры.
Развивать у детей мелкую моторику.
Воспитать любовь и интерес к животным.
Ход занятия:
Организационный момент
– Здравствуйте ребята!
Похлопайте девочки!
Похлопайте мальчики!
Похлопайте, те кто готов к занятию!
Молодцы ребята!
Наша сегодняшняя тема лепка животных из пластилина.
Ребята, а попробуйте отгадать, кого мы с вами будем сегодня лепить.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
(Лиса)
Правильно ребята мы попробуем вылепить с вами бурого медведя, а у нас есть и такие ребята кто работает быстрее всех, тот ещё и вылепит лисичку.
Беседа о животных ( медведь)
-Бурый медведь очень крупное и сильное животное. Голова массивная с небольшими ушами и глазками. Лапы сильные. Стопы ног бурого медведя очень широкие, пальцы вооружены длинными когтями. Шерсть длинная густая. У бурого медведя 40 зубов. Длина европейского бурого медведя обычно 2м, а масса от 135 до 250кг . Хвост короткий едва выделяющийся из шерсти. Бурый медведь всеяден. Питается, в основном, различными растительными кормами, личинками насекомых.
Но мы сегодня с вами будем лепить декоративного, игрушечного медведя.
Скажите ребята, а какие сказки вы знаете где персонажем является медведь? ( Теремок. Три медведя. Мужик и медведь и другие.)
Анализ образца
Из каких деталей состоит медведь? (туловище, голова, верхние и нижние лапы, уши, глаза, нос, рот.)
Назовите самую большую часть медведя?( туловище)
Какие лапы у медведя большие нижние или верхние? (нижние)
Практическая работа
– Ребята, а сейчас, мы приступим к работе. Будем лепить декоративного медведя.
– С какими материалами мы сегодня будем работать на уроке? (Пластилин.)
Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:
Работать пластилином на клеенке.
Руки вытирать тряпкой.
Стеком пользоваться осторожно.
Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.
Технология изготовления изделия.
Вспомните, как из куска пластилина скатать шарик для головы?
Как сделать туловище? (Прием вытягивания.)
Каким приемом скрепляем детали головы и туловища? (Примазывание.)
Какие еще детали примазываем к туловищу?
Каким приемом сделать на голове ушки? (Прищипыванием.)
Как из целого куска пластилина вылепить птицу? (Прием вытягивания.)
Как будем прикреплять лапки и крылья к туловищу? (Примазывать.)
Возьмите коричневый цвет пластилина.
Слепите из коричневого пластилина туловище медведя такой формы, как показано на рисунке.
Скатайте две одинаковые короткие колбаски для лап и прилепите их к туловищу.
Прилепите ступни к лапам и сделайте на них карандашом по пять точек – пальцы с когтями.
Для головы скатайте два шарика – один большой, а другой немного поменьше.
Маленький шарик немного сплющите и прилепите к большому, как показано на рисунке.
На морде нарисуйте карандашом перевернутую букву “Т” и налепите маленькие глазки-шарики.
Прилепите на мордочку маленький черный нос и уши из небольших сплюснутых шариков коричневого цвета.
Прилепите голову к туловищу.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сядь
Прилепите лапы к туловищу. А чтобы мишке не было скучно, слепите ему горшочек с медом.
Итог занятия
Дети вызываются к доске, показывают свои работы одноклассникам.
Рефлексия
Изображение цветочного стебля
Понравилось занятие, интересно, узнал много нового – красный цветок.
Не очень понравилось, было трудно – жёлтый цветок.
Не понравилось – синий цветок.
Спасибо за занятие!
«Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема (форма работы) | Программное содержание | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда/методическое обеспечение | Взаимодействие с семьями воспитанников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | «Осеннее дерево» | Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали. Развивать творчество. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Словарная работа: разноцветный, жгутики. | Коммуникативная: чтение стихотворения Л.Шевченко «Осень» Цель: закреплять знания детей об осенних изменениях. Двигательная: Физкультминутка – совершенствовать умения детей выполнять движения в соответствии с текстом. | Демонстрационный материал: Картинка с изображением осеннего дерева. Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр. 21 Занятие № 5 | Рекомендовать родителям развивать сенсорные способности детей через лепку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«В гостях у животных (домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, животные жарких стран)» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | “Котёнок” | Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы. Развивать фантазию. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать любовь к животным. Словарная работа: мордочка. | Коммуникативная: чтение стихотворения «Котёнок» Цель: развивать знания детей о домашних и диких животных. Двигательная: физкультминутка «Кто как передвигается» Цель: совершенствовать умения детей имитировать движения животных. | Демонстрационный материал: Картинки с изображением ёжика, сосновые шишки, сосновые иголки. Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Т.С Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в ст.гр» стр.39. Занятие №39 | Рекомендовать родителям совместно с детьми лепить поделки с природного материала и пластилина. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Безопасность дома и на улице» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | «Грузовая машина» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать речь, мышление, творческие способности, воображение. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Словарная работа: транспорт, грузовая. | Игровая: «Найди лишний». Цель: развивать мышление, внимание, умение правильно отвечать на вопросы. Двигательная: физкультминутка: Цель: формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. | Демонстрационный материал: Игрушка грузовая машина, предметные картинки (транспорт и другие предметы). Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр. 52 Занятие № 24 | Рекомендовать родителям побеседовать с детьми о соблюдении ПДД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Мой дом, мой город, моя страна. День народного единства. Дружат дети всей земли» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | «Мой посёлок» | Познакомить детей с историей родного посёлка. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать закреплять умение плотно соединять детали. Развивать глазомер. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать интерес к занятиям, дружеские взаимоотношения. Словарная работа: одноэтажный дом, многоэтажный дом. | Коммуникативная: Беседа с детьми о родном посёлке. Цель: развивать речь детей. Двигательная: физкультминутка. Цель: совершенствовать двигательные навыки детей. | Демонстрационный материал: Большой лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки – подставки. Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр.48 Занятие №22 | Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обратить внимание на дома, их строение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Педагогическая находка. Технологическая карта НОД по ОО “Художественно-эстетическое развитие” (Лепка) на тему “Пиалы для куклы Чинчи.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
«Аржаан» компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Технологическая карта НОД
по ОО «Художественно-эстетическому развитию»
(Лепка) в старшей группе
на тему «Пиалы для куклы Чинчи»
Подготовила: воспитатель
I квалификационной категории
Хомушку Анджела Дозур-ооловна
с.Кызыл-Мажалык,
2020г
Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическому развитию»
Образовательная область: Лепка.
Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Тема: «Пиалы для куклы Чинчи»
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: интегрированное
Форма занятия: групповое
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: Лепить тувинский узор на пиале посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с техникой пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей прижимания. Познакомить с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и ритмично располагать узор на шаблоне пиалы. Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.
Воспитательные: Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.
Развивающие: Развивать способность познавательно – творческому сенсорному развитию, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемые результаты:
Воспроизводит: украшает узором посуду.
Понимает: что такое пиала, ее значение.
Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.
Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.
Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы
Наглядный – показ и рассматривание пиал с узорами на презентации
Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность
Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, ИКТ.
Словарная работа: аяк – пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы элементов тувинского орнамента, тувинская мелодия
Раздаточные материалы для каждого ребенка: доски для лепки, пластилины белого цвета, стеки, шаблоны пиал, влажные салфетки.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель проводит круг радости. Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй ты, здравствуй я, Здравствуйте мои друзья. – Подарите свои улыбки доброту, теплоту и хорошее настроение всем присутствующим здесь. | Дети входят в группу вместе с воспитателем и встают полукругом | 1 мин |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и заходит кукла Чинчи. – «Здравствуйте дети! Меня зовут кукла Чинчи. Скоро у тувинцев национальный праздник «Шагаа». Я пригласила к себе много друзей и хочу угостить их тувинским чаем с молоком, но у меня не хватает пиал с красивыми тувинскими узорами. Помогите мне украсить пиалы красивыми тувинскими узорами». | Дети внимательно слушают куклу Чинчи | |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | – Дети, поможем кукле Чинчи украсить пиалы красивыми тувинскими узорами? – А что такое пиала? Рассказ воспитателя о пиале. Пиала у тувинцев – символ гостеприимства. В давние времена тувинцы были кочевым народом, переезжали с места на место в поисках сочной травы для своих животных. В степи ставили юрту, в центре юрты выкладывали очаг, в очаге зажигали огонь. На огне готовили пищу, кипятили чай. Уставший путник мог зайти в любую юрту и отдохнуть. Его встречали как самого дорогого гостя, усаживали на почетное место и обязательно угощали чаем. Держа пиалу в ладони, хозяйка юрты как бы передавала тепло своей руки гостю, желая ему счастья. И Чинчи тоже угощает нас с горячим чаем. Артикуляционная гимнастика «Чашечка». Широко откройте рот. Язык – лопатку положите на нижнюю губу. Приподнимите края языка, чтобы получилась чашечка. Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась пиала, Почти круглая она. В рот ее ты занеси И края к зубам прижми. | – Да, поможем. – Пиала-это небольшая чашка без ручек, имеющая полусферическую форму. Дети внимательно слушают рассказ воспитателя | |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | – Ребята, давайте представим, что мы пьем горячий чай и подуем на нее. Дыхательное упражнение «Горячий чай». – Молодцы! А теперь все внимательно смотрят на телевизор, и рассмотрим разные виды пиал на презентации. С помощью ИКТ рассматривают картинки разных пиал на презентации. – А сейчас, мы будем украшать пиалы тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы). – Каким узором украшаем пиалу? – Давайте все назовем – бараний рог (кошкар мыйызы). -На какую геометрическую фигуру похожи эти пиалы? – На что похожа пиала, если перевернуть пиалу вниз? | В руках у детей пиалы для дыхательного упражнения – пиалу украшаем тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) – Пиалы похожи на круг. – Если перевернуть ее, она похожа на юрту. | |
Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика «Помощники». Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики по одному) Будем маме помогать. (поочередно стучать ладошками и кулачками) Быстро чашки мы помыли, (правая рука ладонью вверх, Про тарелки не забыли. (левая ее моет и наоборот ) Всю посуду мы убрали, (поочередно стучать ладошками и кулачками) Очень сильно мы устали. (встряхивать руками). | |||
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | -Посмотрите дети на эту разукрашенную пиалу с узорами с помощью пластилина. Вам нравится? Воспитатель показывает на доске заранее готовый образец пиалы. Показ и объяснение воспитателя. – Сначала разминаем пластилин, пока он не станет податливым. – Берем кусок пластилина и раскатываем тоненькую колбаску, ориентируемся на листе шаблона, чтобы она была посередине. Потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали. Сделаем на шаблоне пиалы тувинский узор – бараний рог. Затем заглаживаем изделие пальцами. Вот и пиала с узором. – А наша гостья, будет за вами наблюдать и помогать в выполнении работы. Звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит детям индивидуально и подсказывает им в затруднении. -Ребята, какие у вас красивые пиалы получились украшенные тувинским узором. Чинчи радуется, что вы помогли ему. Выставка пиалок. Воспитатель предлагает детям подарить свои пиалы кукле Чинчи. Чинчи благодарит детей и уходит. | Дети сели за столы – Да Самостоятельная продуктивная деятельность детей. | |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | -Ребята, кто к нам в гости приходил? – О чем просила она? – Что мы сегодня разукрашивали с помощью пластилина? – Как называется тувинский узор на пиале? – Молодцы! Давайте немножко споем тувинскую песню «Аяк шайым» | – кукла Чинчи – Она просила украсить пиалы тувинскими узорами. Украшали пиалы узорами Тувинский узор – бараний рог Дети поют песню | |
7. | Рефлексия | – Вам понравилось сегодня заниматься? – Если вам понравилось, берите улыбающиеся смайлики и прикрепляете на доску. | – Да – Дети прикрепляют смайлики на доску. . |
Самоанализ интегрированного НОД
по ОО «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Лепка»
в старшей группе
на тему «Пиалы для куклы Чинчи»
Тип занятия: интегрированное.
Интегрированное НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) построено по технологической карте в соответствии с ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшей группы, с учетом знаний и умений воспитанников.
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: интегрированное
Форма занятия: групповое
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: Лепить тувинский узор на пиале посредством пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с техникой пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей прижимания. Познакомить с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и ритмично располагать узор на шаблоне пиалы. Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.
Воспитательные: Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.
Развивающие: Развивать способность познавательно – творческому сенсорному развитию, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемые результаты:
Воспроизводит: украшает узором посуду.
Понимает: что такое пиала, ее значение.
Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.
Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.
Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы
Наглядный – показ и рассматривание пиал с узорами на презентации
Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность
Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, ИКТ.
Словарная работа: аяк – пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы элементов тувинского орнамента, тувинская мелодия
Раздаточные материалы для каждого ребенка: доски для лепки, пластилины белого цвета, стеки, шаблоны пиал, влажные салфетки.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия.
Вводная часть: Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Сюрпризный момент – приход куклы Чинчи заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям – дети решают помочь кукле Чинчи. Повествование о случившейся беде, (что у нее нет красивых украшенных пиал), подвело детей к сопереживанию и желанию оказать помощь.
Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать тувинский узор «бараний рог» (кошкар мыйызы) на шаблоне пиалы нетрадиционным способом рисования – пластилинография. В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.
Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.
А также на занятии были использованы следующие технологии: ИКТ для показа презентации, элементы здоровьесберегающих технологий – дыхательное упражнение «Горячий чай», артикуляционная гимнастика «Чашечка», физкультминутка «Помощники».
На занятии мною были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.
Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения.
На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми пели тувинскую песню «Аяк шайым». Была организована выставка детских работ. Каждый ребёнок стремится и хочет на самом деле быть лучше, поэтому не может оценить себя объективно. Для этого я задавала наводящие вопросы, и были предложены смайлики с целью самооценки.