Поделки из пластилина для детей 2-3 лет: пошаговая инструкция, интересные решения
Лепка из пластилина — не только увлекательное, но и полезное занятие для детей 2-3 лет. При создании поделок развиваются мелкая моторика и воображение. Совместная деятельность родителей и ребенка укрепляет между ними эмоциональную связь. Для того чтобы организовать творческую работу, нужно лишь желание и материал, приобретение которого доступно для каждой семьи.
Чем полезна лепка для детей 2-3 лет?
Творческие занятия стимулируют воображение ребенка, вырабатывают креативное мышление. В процессе лепки малыш изучает цвета, формы, текстуры, размеры. Совершенствуются мелкая моторика и речь. Лепка из пластилина также развивает следующие качества:
- Усидчивость. Двухлетнему ребенку хочется постоянно двигаться: сидеть на месте в течение 10 минут для него трудно. Занятия с пластилином помогут заинтересовать малыша, и он с удовольствием проведет таким образом время.
- Трудолюбие. Творческая деятельность наглядно демонстрирует, что для получения результата необходимо приложить усилия.
- Внимательность. Изготавливая поделки по образцу, ребенок учится обращать внимание на детали. Постепенно малыш перейдет от простых поделок к более сложным.
- Умение находить выход из ситуации. При совместной лепке важно показать ребенку, что есть множество решений, даже если что-то не получается. Например, если шарики из пластилина не крепятся друг к другу, можно использовать зубочистку или палочку от леденца.
Лепка — полезное занятие для детей от 1 года. Сначала необходимо участие родителей, а после 3 лет малыш сможет заниматься этим самостоятельно.
Как правильно выбрать пластилин?
Для малыша в возрасте 2-3 года необходимо выбирать мягкий пластилин, который поддается воздействию маленьких пальчиков. Обычный пластилин твердый, требует усилий при использовании и подойдет детям постарше. Вместо пластилина можно использовать специальное тесто, однако оно быстро засыхает.
Палитра материала должна включать в себя стандартные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый. Для первых занятий набор оттенков должен быть минимальным, чтобы не перегружать внимание ребенка. После того как он будет свободно ориентироваться в предложенных цветах, можно начать их смешивать, получая новые оттенки.
Необходимые инструменты
Основные инструменты, которые понадобятся для творческой деятельности, — это пластилин и доска. Трехлетнему малышу необходимы еще пластмассовый ножик, стека, формочки.
Не стоит забывать и о рабочем месте. Занятия лепкой должны проходить в специально отведенном для этого уголке. Лучший вариант для творческой деятельности с пластилином — детский столик, на котором нет ничего лишнего. На полу не должно быть ковров, т. к. пластилин вывести крайне сложно. Если пол везде застелен ковровым покрытием, стоит сверху положить клеенку.
Мультики и музыку лучше выключить, иначе ребенок будет отвлекаться на посторонние звуки. Так обучение лепке и развитие внимательности будет проходить гораздо быстрее.
Общие рекомендации по лепке из пластилина для детей 2-3 лет
Прежде чем приступить к занятию, нужно заинтересовать малыша, ненавязчиво предложив слепить что-нибудь из пластилина. Не стоит заставлять ребенка: если он не хочет, лучше еще немного подождать. Вызвать интерес к этому виду деятельности можно собственным примером. Маме или папе важно самим начать лепить из пластилина в присутствии ребенка, и он непременно захочет присоединиться к родителю.
Первые поделки должны быть максимально простыми. Сначала нужно предложить малышу слепить шарик или колбаску. Успешное выполнение этой задачи вызовет у ребенка радость, и он с воодушевлением продолжит заниматься. Следующим этапом может быть изготовление глазок, ротика и носика для шарика-колобка или соединение концов колбаски в виде круга. Только после выполнения элементарных заданий стоит приступать к созданию настоящих поделок.
В 3 года малыш многое способен сделать самостоятельно. После того как кто-то из взрослых покажет ему основные манипуляции с пластилином, ребенок сможет совершить следующие действия:
- делить кусок пластилина на части;
- скатывать шарики и расплющивать их;
- делать колбаски и создавать из них колечки;
- размазывать пластилин по доске или картону;
- разрезать материал ножом на различные формы;
- объединять элементы в одну композицию.
Продолжительность занятий лепкой с ребенком двух-трех лет — от 5 до 15 минут. Ежедневная творческая деятельность положительно влияет на развитие интеллекта, воображения и речи малыша.
Варианты интересных поделок
Лепку из пластилина стоит начать с игры. Например, устроить сценку с участием двух игрушек. Сюжет может быть таков: лягушка пришла в гости к мышке, а у той нет ничего к чаю. Не беда, достаточно слепить для них угощение. С двухлетним малышом можно вылепить такие изделия:
- Крендель. Сначала скрутить колбаску, затем свернуть ее концы крест-накрест.
- Пирожок. Сформировать шарик, расплющить его и сложить вдвое. Края защипать.
- Конфеты. Скрутить колбаску и два небольших шарика. Шарики закрепить по краям колбаски.
- Торт. Скатать 2-3 шарика, расплющить и уложить друг на друга.
Для кукол можно также слепить еду на основе шариков (арбуз, яблоки, апельсины) и колбасок (батон, сосиски, морковь, огурец). Кроме того, из пластилина можно сделать кукольную посуду или украшения.
С ребенком двух-трех лет можно вылепить и другие простые поделки. Например:
- Рыбку. Для изготовления аппликации понадобятся формы рыбок, заранее вырезанные из картона. Вместе с малышом нужно скатать маленькие разноцветные шарики и облепить «чешуйками» макет рыбки.
- Бусы для сороки. Еще одна аппликация, для которой понадобится основа в виде картона, на котором нарисован круг (нитка для бус). Нужно слепить небольшие шарики и прикрепить их на нарисованную нитку.
- Цветок. Необходимо скатать несколько шариков, заранее подготовив картон. Положить на основу первый шарик, чуть расплющив его, а вокруг «сердцевины» разложить «лепестки» (см. пошаговые фото).
- Лягушонка. Для поделки понадобятся капсулы от киндер-сюрпризов, желательно зеленого оттенка. В тазик с водой нужно бросить эти капсулы-головастики и попросить малыша достать одного из них. После этого можно его обтереть и приступать к превращению головастика в лягушонка. Нужно слепить из зеленого пластилина глазки (шарики), ротик и лапы (колбаски) и прикрепить к капсуле.
- Улитку. Нужно вылепить две колбаски разных цветов — одну длинную, вторую покороче. Длинную колбаску свернуть в форме раковины улитки и присоединить ко второй колбаске (телу улитки).
При желании можно смастерить множество различных поделок и аппликаций. По мере развития фантазии будут появляться все новые идеи для лепки, а композиции станут более сложными. Важно поощрять инициативность и креативность ребенка и помогать ему в осуществлении задуманного.
Какие еще материалы можно использовать для лепки?
Кроме пластилина можно использовать и другие материалы для лепки. Самым простым и дешевым аналогом является тесто для лепки, которое можно купить или сделать самостоятельно. Для приготовления соленого теста нужно смешать муку, воду, соль в пропорции 2:1:1 и добавить несколько капель растительного масла. Готовую массу можно разделить на несколько кусков и добавить в каждый из них пищевые красители разного цвета или обычные краски. Можно не добавлять красители, а придать поделке цвет после ее изготовления. Такая масса хранится в холодильнике в течение месяца.
Готовое тесто для лепки продается в магазинах отдельно или в комплекте с валиком для раскатывания, формочками, штампами, шприцем для выдавливания. Кусочки теста небольшие, но цветовая палитра разнообразная.
Также для занятий лепкой подойдут глина, кинетический песок, паста для моделирования (рекомендуем прочитать: как сделать кинетический песок для лепки своими руками?). Последняя годится для творческой деятельности с детьми старше трех лет. Кинетический песок подойдет для малышей более младшего возраста, однако текстура этого материала более рассыпчатая (подробнее в статье: для детей какого возраста предназначен кинетический песок?). Изделия из него хорошо держат форму лишь с применением формочек, которые входят в набор.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru
Лепка для малышей 1-2 лет или развивающие игры с тестом
Я уже неоднократно писала о том, как важно развивать мелкую моторику малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.
Нередко мамы задаются вопросом: «Что лучше выбрать для занятий с малышом: тесто или пластилин?» По моему мнению, лучше будет если вы предоставите ребенку возможность познакомиться с разными веществами и ощущениями, будете проводить занятия как с тестом, так и с пластилином. Но вот для самых маленьких (от 1 года) на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:
Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.
Тесто можно приготовить самостоятельно, а можно приобрести в магазине (например, «Play Doh»). Но если вы хоть однажды замесите тесто в домашних условиях, то, наверняка, с покупным вам больше не захочется иметь дело. Домашнее тесто пластичнее, мягче, приятнее, а еще его много! К тому же процесс приготовления теста довольно простой и не занимает много времени.
Итак, как сделать тесто для лепки? Приведу два рецепта теста, которые неоднократно мною проверены и мне очень нравятся. Первый рецепт можно назвать классическим рецептом соленого теста. Тесто по нему готовится очень быстро и просто, часто его используют для создания долговечных поделок, после высушивания его можно покрасить.
Соленое тесто для лепки — классический рецепт
1 стакан муки
½ стакана соли (желательно «экстра»)
½ стакана воды
1 ст.л. растительного масла
Все ингредиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности.
Рецепт очень пластичного теста
И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.
1 стакан муки
1 стакан воды
¼ стакана соли
1 ст.л. растительного масла
2 ч.л. лимонной кислоты
Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.
Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.
В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!
И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).
Игры с тестом
Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.
Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.
1. Раскатывать тесто скалкой
Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.
Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.
2. Вдавливать в тесто различные предметы
Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.
3. Создавать простые поделки, основанные на вдавливании предметов в тесто
Приведу несколько примеров:
Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.
- Заборчик для зверушки
Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.
4. Отщипывать маленькие кусочки теста, складывать их в баночку/мисочку
Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким – деткам около года. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.
5. Накалывать тесто на вилку
Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.
6. Резать ножиком
В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик, специальный пластиковый нож для теста или нож для масла. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.
7. Оставлять отпечатки на тесте
Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.
Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.
И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».
Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.
8. Пропускать тесто через пресс для чеснока
9. Накладывать тесто в формочку – делать пироженку
Для этой игры можно использовать как формочки для кексов, так и чистые формочки из песочного набора. Накладывая тесто в формочку, стараемся хорошенько утрамбовать каждый кусочек. Доставать пироженку из формы, скорее всего, придется с маминой помощью, т.к. это занятие не из легких.
10. Прятать в тесто сюрпризы и находить их
У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!
Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.
Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
11. Лепить с маминой помощью колбаски, колобки и простые фигурки.
На этом у меня все, я желаю вам приятных совместных игр и побольше счастливых улыбок на лице вашего малыша! Буду вам очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях (для этого внизу статьи есть специальные кнопки). Ну а чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на обновления в Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Думаю, вам также будут интересны статьи
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
jili-blog.ru
Лепка с детьми 2-3 лет
Сегодня мы начинаем курс занятий лепки с детьми 2-3 лет (список занятий в конце статьи).
Пройдя курс комплексных занятий «Лепка с детьми 2-3 лет», ваш малыш научится работать с пластилином и соленым тестом для лепки. Он сможет отрывать кусочки от большого куска, скатывать шарики разных размеров, расплющивать и размазывать пластилин на картоне, сплющивать шарики между ладоней, раскатывать бруски, соединять концы брусков в виде кольца, объединять детали в один предмет, оформлять поделки и прочее.
Занятия лепкой помогают детям не только овладеть приемами работы с тестом или пластилином, но и положительно влияют на общее развитие ребенка: развивают мышление, память, внимание, моторику, речь, фантазию, воображение, воспитывают чувство прекрасного, развивают творческие способности.
Каждое занятие сопровождается не только инструкцией — как ребенка научить лепить, но и дополнительными развивающими занятиями, которые помогают заинтересовать малыша процессом обучения. Развивающие занятия — песенки, потешки, сказки, презентации, пальчиковые игры и другое. Я не буду сейчас углубляться в рассказ о пользе таким занятий — вы и сами все знаете.
Используемые материалы
Для наших занятий я предлагаю использовать домашнее или покупное соленое тесто для лепки, а также мягкий пластилин. Если ребенку еще не хватает сил работать с пластилином — смело отдавайте предпочтение тесту — оно более мягкое и пластичное.
В интернете есть множество рецептов приготовления такого теста. Самый простой — это 2 части муки, 1 часть соли (лучше мелкой) и 1 части воды. Все смешать и сделать тесто. Для покраски можно использовать несколько капель гуаши, акварель или пищевые красители.
Подготовка к занятию
К каждому занятию готовьтесь заранее. Прочитайте конспект и проанализируйте его — уберите что-то лишнее или добавьте свои занятия, учитывая индивидуальные особенности ребенка, возраст и уровень его развития. Подготовьте все необходимые материалы и оборудование.
По возможности, постарайтесь запомнить ход занятий, чтобы не отвлекаться в процессе и полностью сосредоточиться на ребенке.
Если ребенок не хочет лепить
Если малыш быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно или слишком простое для него или слишком сложное. Попробуйте облегчить задачу или наоборот усложнить.
Если ребенок бросает занятие, как только что-то не получается, предложите другие способы выполнения заданий. Например, если не получается слепить медведя — расплющите или размажьте пластилин на картоне.
Продолжительность занятий
Опять же все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, однако временная норма для детей в возрасте от 1 до 3 лет — 5-10 минут.
Лепка с детьми 2-3 лет:
Занятие 1. Пряники для зайца
Занятие 2. Яблочки
Занятие 3. Баранки для белочки
Занятие 4. День рождение
Занятие 5. Подсолнух
Занятие 6. Конфеты для гостей
Занятие 7. Про колючки
Занятие 8. Домик для гномика
Как сделать необычную массу для лепки
dlyamam-i-detok.ru
Лепим с детьми от 2 до 3 лет – Ярмарка Мастеров
Занимаясь с детьми лепкой, позвольте колобкам и колбаскам быть кривыми, глазам находиться совсем не в том месте, где вам бы того хотелось. Не требуйте от ребенка идеальных форм, добиваясь сильного сходства с реальными предметами. Так вы поспособствуете развитию творческого потенциала у малыша.
Лепим угощения для игрушек:
Разыграйте с ребенком сценку: мишка (или любой другой персонаж) пришел в гости к зайке. Зайка решил угостить мишку чаем, но оказалось, что все запасы сьедены. Предложите малышу помочь игрушкам слепить угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.
1. Бублик и крендель. Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя – концы слегка перекрещиваем.
2. Пирожок. Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
3. Яблоки. Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.
4. Грибочки. Катаем колобок и расплющиваем его – это шляпка гриба, катаем столбик – это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».
5. Конфеты с фантиками. Катаем небольшие колбаски или шарики, а затем заворачиваем их в заготовленные кусочки цветной бумаги или фольги, как в фантик. Скорее всего, придется помочь малышу завернуть конфетку, т.к. это задание не из легких. Только смотрите аккуратнее, чтобы малыш не съел такую конфету, уж больно она похожа на настоящую!
6. Пирог / торт/ пицца. Сначала лепим большой колобок и расплющиваем его в не слишком тонкую лепешку – получилась основа для торта или пиццы, кому как больше нравится. Затем украшаем всем, что есть под рукой: фасолью, макаронами, горохом, гречкой или любой другой крупой.
Поделки на основе «колобков»:
1. Снеговик. Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
2. Гусеница. Катаем небольшие шарики – столько штук, насколько хватит терпения. Лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько – мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.
3. Новогодняя елка. Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.
4. Колобок. Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги – из фасоли, шляпа – из пуговицы.
Поделки на основе «колбасок»:
1. Заборчик для домика. Сначала катаем разноцветные пластилиновые колбаски, а затем прилепляем их одна к другой возле нарисованного или любого другого домика.
2. Самолет. Катаем две колбаски и укладываем их крест-накрест. При наличии желания для большего сходства на хвост самолета также можно прикрепить еще одну маленькую колбаску.
3. Избушка для зайчика. Такую поделку можно сделать сразу после прочтения сказки «Заюшкина избушка». Заранее нарисуйте зайчика, лес, а может, и других героев сказки, объясните, что на вашем рисунке почему-то нет избушки, и предложите слепить ее из бревен. Бревнами будут пластилиновые колбаски. Поверх получившегося сруба наложите окошко – лепешку, можно добавить и занавески. Треугольную крышу можно сделать из обычной лепешки, вытягивая пальчиком углы.
4. Пирамидка. Сначала делаем основание для пирамидки (лепешка). К ней посредине прикрепляем столбик. Далее вместе катаем несколько колечек. Чтобы ребенку не наскучило занятие, можно лепить колечки сообща: 2-3 кольца – ребенок, 2-3 кольца – мама. Когда все колечки готовы, раскладываем их на дощечке для лепки и определяем, в какой последовательности нанизать их на штырь.
www.livemaster.ru
Лепка из пластилина для детей 2-3 лет: правила, приемы, рекомендации
Возраст 2-3 лет является оптимальным для включения лепки в досуг ребенка. Конечно, такие сложные фигурки, как лягушка или барашек из пластилина у маленького творца получатся еще не скоро, но смысл процесса не столько в создании шедевров, сколько в стимулировании развития малыша.
Сегодня разработано немало тематических занятий для маленьких детей, но, по мнению специалистов, именно лепка дает максимально возможный стимул для развития умственных способностей маленького человека. Она затрагивает все органы чувств, но при этом больше похожа на развлечение, чем на занятие, особенно, если правильно все организовать.
Польза лепки из пластилина для маленьких детей
Если с раннего возраста заниматься с детьми разнообразными развивающими вещами, можно удивиться тому, сколько скрыто в них талантов и как быстро они все усваивают. В этом смысле лепка считается одним из самых полезных и правильных направлений по целому ряду причин:
- Физическая работа. В процессе создания изделий из пластилина у малыша активно работают не только пальчики (а это стимулирует определенные мозговые центры), но и руки. В ходе манипуляций с пластилином происходит разработка мелких суставов, укрепление десятков мышц.
Совет: Для получения от направления максимального эффекта необходимо заранее прорабатывать занятия для детей, а не просто давать им кусочек пластилина или теста. В возрасте 2-3 лет малыш все еще нуждается не столько в компании родителей, сколько в их помощи. Лепка не даст ожидаемого результата, если ребенок будет постоянно использовать одни и те же приемы, образы и материалы.
- Развитие фантазии и творческого мышления. Если дать ребенку размытое задание (например, слепить птичку) он не обойдется без подключения фантазии, к чему и нужно стремиться. Одни пытаются соорудить петуха из пластилина, которого «выдает» красное пятно на голове, другие стараются слепить ласточку с раздвоенным хвостиком. Родителям нужно только направлять малыша, указывая ему на детали, которых он мог не заметить.
- Выработка правильного восприятия. Когда мы, взрослые, лепим что-то их теста или пластилина, то автоматически учитываем пропорции деталей поделки. У детей этот навык развивается постепенно, путем визуальной оценки и сравнения с оригиналом. При этом не нужно даже обращать внимание малыша на то, что голова снеговика получилась больше основания, он сам через какое-то время все поймет. Практика показывает, что с детьми, в досуге которых присутствует лепка, не обязательно дополнительно заниматься развивающими играми, направленными на понимание размера предметов и соотношение их частей.
- Стимулирование логики. Незаметно для себя самих, дети начинают понимать, что пластилин будет липнуть лучше, если его хорошенько размять. Изделия из теста нужно создавать быстрее, пока состав не подсох. При смешивании двух разных цветов получается третий цвет.
- Отработка речи. Лепка расслабляет, способствует общению. Чтобы правильно слепить какую-то фигурку, ребенок будет вынужден задавать вопросы, что будет способствовать развитию навыка формулирования мыслей.
- Развитие практического мышления, внимания. Благодаря подключению самых разнообразных методов воздействия на пластилин даже в возрасте 2 лет ребенок начнет понимать, что случится с вещью, если ее сжать, растянуть, бросить, ударить, соединить с другим предметом. Постоянная концентрация внимания на маленькой цели позволит отработать усидчивость и терпение.
- Разработка памяти. Если для детей время от времени устраивать мастер-классы, просто показывая, что можно делать с кусочками пластилина или теста, он будет постепенно запоминать увиденные действия и через какое-то время попробует сделать все сам, без посторонней помощи.
Несмотря на то, что некоторые мамы пытаются привить своим малышам любовь к лепке уже в годик, специалисты рекомендуют подождать именно до двух лет. Это оптимальное время для начала отработки мелкой моторики на столь интенсивном уровне, да и в более раннем возрасте малыш еще не будет адекватно воспринимать советы и инструкции.
Выбираем оптимальные материалы и инструменты для проведения занятий
Сегодня, помимо традиционного пластилина, малышам стали доступны самые разнообразные материалы:
- Детский пластилин. Это приятно пахнущее, невероятно мягкое и пластичное, гипоаллергенное сырье. Оно не так сильно пачкает одежду, без проблем смывается с рук, лепка не составляет никакого труда даже для совсем маленького карапуза.
- Специальные смеси. Их отличие от пластилина только в том, что готовые фигурки, пробыв какое-то время на воздухе, застывают и превращаются в завершенные скульптуры. Их можно использовать уже с 2-3 лет, но только при условии, что малыш уже знаком с основами направления и работает в определенной целью, а не просто мнет материал.
- Глина. Обычно она используется детьми уже в сознательном возрасте, но иногда ее можно предложить и маленькому человечку в качестве разнообразия.
Если мы лепим с детьми, то можно использовать любой материал. В случае, когда детей просто нужно чем-то занять и они какое-то время не будут находиться под строгим контролем, лучше дать им возможность создавать поделки из теста. Самый простой вариант приготовления продукта выглядит следующим образом: на 2 части муки берем по 1 части мелкой соли и воды, все хорошо вымешиваем. Конечно, от попадания такого теста в организм малыша пользы не будет, но и вреда оно особого не принесет. Для покраски состава берут пищевые красители. Если есть уверенность в том, что ребенок не будет его есть, можно использовать несколько капель акварели или гуаши.
Помимо основного состава, нужно позаботиться о наличии вспомогательных предметов. Это могут быть лопатки, формочки, шпатели, красочная бумага и другие предметы. Малыш должен постоянно работать с разными текстурами, а не с одним привычным пластилином, чтобы научиться понимать различия между ними и не утратить интереса к направлению.
Основные правила организации уроков лепки в столь раннем возрасте
Если лепка является не только способом занять малыша на какое-то время, но и преследует педагогические цели, то при организации занятий необходимо учитывать следующие моменты:
- Продолжительность одного подхода на начальном этапе должна составлять не более 1-3 минут. Когда малыш уже привыкнет к игре и станет проявлять к ней интерес, то продолжительность можно увеличить до 10 минут. Для детей в возрасте 2-3 лет – это оптимальное время, не стоит пытаться увлечь занятием ребенка, его внимание уже будет слишком рассеянным.
- Работать должен именно малыш. Даже если мы лепим вместе с детьми, мама может только помогать по просьбе своего чада. При этом лучше не делать что-то вместо ребенка, а объяснять, как ему нужно действовать, чтобы получить нужный результат.
- Заниматься желательно каждый день, повторяя одни и те же манипуляции, пока они не закрепятся в памяти малыша.
- В возрасте 2-3 лет у детей должно закрепиться несколько приемов, направленных на обработку пластичных материалов, и понимать между ними разницу. Это может быть разминание пальцами маленьких кусков, ладонью – крупных. Отщипывание от большого куска нужного количества материала или коррекция размера элемента. Сплющивание деталей с целью придания им более плоской формы, выравнивания поверхности. Скатывание элементов в колбаски.
Если придерживаться приведенных простых рекомендаций, то очень скоро можно будет увидеть первые результаты своих трудов от работы с детьми. Их действия станут более осмысленными, движения уверенными, у них появятся новые интересы и идеи.
Простейшие схемы работы, доступные для маленьких детей
Даже у самого гениального малыша вряд ли получиться слепить что-то грандиозное уже с первой попытки, да и стремиться к этому не нужно, ведь малышу необходимо куда-то расти. Чтобы простимулировать интерес детей 2-3 лет к лепке и при этом обеспечить их развитие, начинаем с простого и двигаемся к оригинальному. Сначала лепим вместе с малышом, потом побуждаем его и к самостоятельным действиям.
- Бублики и крендельки. Для обоих изделий сначала катаем тонкую колбаску. Чтобы сделать бублик просто соединяем концы колбаски, чтобы получился кренделек, концы нужно перекрестить. Лепка подобных изделий должна проводиться каждый раз в начале занятия. Она поможет отточить приобретенные навыки и подготовиться к новым свершениям.
- Конфета. Будет состоять из трех частей – продолговатой колбаски (сама конфета) и двух шариков на ее концах (обертка).
- Пирожок или вареник. Сначала детей нужно научить катать колобок. Потом его расплющиваем, получая ровный плоский круг. Складываем его вдвое и защипываем края. При желании внутрь можно положить «начинку».
- Лимоны или яйца на тарелке. Лепка тарелки подразумевает скатывание колобка и его расплющивание. После этого из теста или белого пластилина катаем маленькие продолговатые шарики (яйца), желтые сферы (лимоны) или еще что-нибудь, что может предложить сам ребенок.
- Яблоки. Сначала скатываем красный, желтый или розовый колобок, приплющиваем его на полюсах, а в верхней части еще и делаем небольшое углубление. Из зеленого сырья скручиваем очень маленькую колбаску, которую сплющиваем, получая «листик». Располагаем его в углублении «яблока».
Практика показывает, что при работе с детьми даже не нужно придумывать, что бы еще слепить, дети с удовольствием подсказывают новые варианты изделий.
Рисование пластилином для повышения уровня интеллекта
Чтобы лепка не надоела, можно придумать и другие варианты использования пластичных материалов в досуге детей. Настоящий восторг у малышей вызывает рисование пластилином. Консистенция теста и особенности глины в этом случае не подойдут, а профильные смеси можно попробовать. Принцип работы очень прост. Нужно взять лист плотной бумаги и аккуратно карандашом нарисовать на нем какой-нибудь крупный объект (дом, цветок, божью коровку).
После этого начинается работа детей. Малыш должен раскрасить рисунок с помощью пластилина. Его можно раскатывать толстым слоем прямо на бумаге или очень тонко размазывать. На начальном этапе без маминой помощи не обойтись, у ребенка могут возникнуть сложности с подбором цвета.
По такому же принципу дети 3-4 лет могут рисовать самостоятельно, придумывая свои собственные образы. Вот тут главное не мешать и не забывать высоко оценивать результат, даже если не совсем понятно, что изображено на получившемся рисунке. Поощряя ребенка на новые свершения, можно помочь ему раскрыть свои таланты еще в раннем детстве. Даже если в будущем из него не вырастет архитектора, скульптора или художника, полученные знания обязательно подтолкнут развитие других навыков.
Рекомендуем прочитать статью: лепка пластилина для детей 3-4 лет
therebenok.ru
Лепка из пластилина для детей 2 лет. Слепить поделки из пластилина.
Многие молодые родители, решившие пристрастить своего малыша к такому виду рукоделия, как лепка поделок, задаются вопросом о том, с какого возраста можно начинать с ребенком занятия, ведь такая деятельность требует определенных навыков, в частности воображения и мелкой моторики. Начинать занятия по изготовлению поделок с помощью лепки можно уже с двух-трехлетнего возраста, когда у малышей начинается активное развитие мышц и скелета, и он начинает приобретать собственное логическое мышление.
Однако стоит помнить, что лепка с детьми 2 лет должна быть подчинена некоторым правилам, и, прежде всего, речь идет о необходимости создания легких поделок. Все дело в то, что в таком возрасте ребенок просто не обладает всеми необходимыми для изготовления сложных фигурок навыками. Кроме того, лепка из пластилина для детей 2 3 лет должна быть подчинена следующим правилам:
- используемый материал должен быть максимально эластичным и легко разминаться;
- масса не должна содержать вредных токсичных веществ, а также оставлять следов на одежде малыша и прочих предметах;
- ребенку обязательно необходимо помогать, например, доверить ему изготовление наиболее простых элементов поделки, а самостоятельно лепить более сложные геометрические формы;
- ребенка важно учить на примере, то есть изготовлять одними и те же элементы поделок параллельно с ним;
- лепку лучше сопровождать просмотром сказок и мультипликационных фильмов (в таком случае занятия будут более интересны малышу и не причинят ему какого-либо дискомфорта).
Кстати, занятия по лепке с малышом можно сделать намного интереснее, если изготовить домашнюю съедобную массу для лепки, ведь поделки из нее затем можно будет съесть. Как изготовить такой материал, можно посмотреть в инструкции на нашем сайте.
к содержанию ↑ФОТО по шагам — Поделки из пластилина для детей 2-3 лет
В рамках сегодняшнего урока по лепке для самых маленьких мы изготовим оригинальную поделку в виде небольшой грибной поляны. Для этого нам потребуется материал зеленого, красного и белого цветов, и немного времени.
Для начала из зеленой массы вылепим основу для поляны, придав ей произвольную приплюснутую форму.
Затем из белого цвета сделаем заготовки для ножек грибов, а из красного – заготовки для шляпок.
Соединим шляпки грибов с ножками и разместим их на поляне произвольным образом.
Остается всего лишь украсить шляпки грибов точечками белого цвета, чтобы получились сказочные мухоморы.
Вот и все, поделка готова и может украсить не только детскую комнату, но и ваш рабочий стол. Как видно, лепка для детей 2-3 лет вовсе не сложна и не требует много сил и времени.
В целом же, существует огромное количество разнообразных поделок и фигурок, которые можно слепить с малышом двух-трехлетнего возраста. Следите за нашими новыми выпусками, чтобы узнать, какие оригинальные поделки можно делать с маленькими детьми.
к содержанию ↑ВИДЕО урок — Грибы из пластилина
lepka-iz-plastilina.ru
Развитие малыша. Занятия лепкой с детьми от 2 до 3 лет
Лепка – это основное занятия для развития детей. На третьем году жизни к пластилину можно добавить новый материал – глину. Ребенка этого возраста надо учить лепить, отламывая маленькие комочки от большого куска. А также скатывать шары, приплющивать их пальцем или между ладонями, раскатывать колбаски и соединять две детали в один предмет.
Занятия лепкой из пластилина и глины
Рыбка
Цель: задание развивает интерес к работе с пластилином, учит прикреплять пластилиновые шарики к заданной плоскости.
Понадобится: вырезанные из картона силуэты рыб, пластилиновые шарики разного цвета диаметром 7 мм.
Задание: Дайте ребенку вырезанных рыбок и покажите, как украсить рыб чешуйками из маленьких пластилиновых шариков.
Колеса к машинам
Цель: задание упражняет в прикреплении пластилиновых шариков в заданном месте, развивает координацию движений.
Понадобится: альбомные листы с нарисованными машинами без колес (красного и синего цвета) и по 2 пластилиновых шарика того же цвета.
Задание: Дайте ребенку альбомные листы с нарисованными красными и синими машинками и покажите, как нужно прикреплять к ним колеса из пластилина соответствующего цвета.
Бусы для сороки
Цель: задание учит отрывать кусочки пластилина, скатывать из них маленькие шарики круговыми движениями между ладонями и прикреплять в заданном месте.
Понадобится: половина листа цветного картона с нарисованной ниткой для бус в виде большого круга, пластилин.
Задание: Покажите ребенку, как отрывать кусочки пластилина, скатывать из них маленькие шарики и прикреплять на нитку для бус.
Можно лепить из глины. Ребенок скатывает много шариков (бусин), вы делаете в них спичкой отверстия. А когда глиняные шарики высохнут, можно будет их раскрасить и нанизать на нитку.
Лепка из глины «Орешки для белки»
Цель: задание знакомит с новым материалом — глиной и упражняет в скатывании маленьких шариков.
Понадобится: глина, дощечка для лепки, тарелочка.
Задание: Покажите ребенку, как отрывать от глины маленькие кусочки и скатывать их между ладонями. Полученные орешки ребенок складывает на тарелочку. Глиняные шарики можно раскрасить красками.
Колечко для куклы
Цель: задание учит раскатывать из куска глины колбаски и соединять их концы.
Понадобится: глина, доска для лепки.
Задание: Дайте ребенку небольшой кусочек глины и покажите, как его нужно скатать в шарик, а шарик раскатать на доске. Затем концы полученной колбаски соединяются. Отдельно можно вылепить круглый «камушек» и присоединить его к колечку.
Идет снежок
Цель: задание развивает мелкую моторику рук и воображение.
Понадобится: половинки синего картона, белый пластилин, доска для лепки.
Задание: Спросите ребенка: “Какого цвета снег?” Предложите ему прикрепить на картон маленькие белые пластилиновые шарики — падающий снежок. Можно выложить шарики в виде крепости.
Укрась елочку
Цель: задание развивает мелкую моторику пальцев и творчество детей.
Понадобится: вырезанная из картона зеленая елка, пластилин, доска для лепки;
Задание: Предложите ребенку скатать из пластилина маленькие шарики и прикрепить их на рифленую елку.
Пирамидка
Цель: задание закрепляет умение раскатывать длинные колбаски из куска пластилина и соединять их в кольцо.
Понадобится: вылепленный из пластилина конусообразный стержень и под-
ставка к нему, пластилин, доска для лепки.
Задание: Предложите ребенку вылепить пирамидку. Покажите, как отрывать кусочки пластилина, скатывать из них шарики, а затем раскатывать в колбаски. Концы колбасок соединять. Ребенок может слепить несколько колечек. Затем надо найти самое большое колечко и одеть его на общий стержень, далее колечко поменьше и т.д.
Осьминоги
Цель: задание знакомит с новым способом работы с пластилином — растягиванием.
Понадобится: пластилин, половинка листа синего картона.
Задание: Дайте ребенку синий картон. Покажите, как нужно на него прилеплять небольшой пластилиновый шарик и растягивать его в разных направлениях, чтобы получились 3—4 ножки осьминога.
Сосиски для котенка и щенка
Цель: задание учит раскатывать из пластилина столбики и закруглять концы.
Понадобится: пластилин, дощечка для лепки.
Задание: Предложите ребенку вылепить для котенка и щенка побольше сосисок. Покажите малышу, как скатать из пластилина сначала шар, а затем на доске или между руками раскатать его в столбик и загладить концы.
Черепаха
Цель: задание закрепляет умение скатывать из пластилина шарики и прикреплять их в заданном месте.
Понадобится: пластилин, дощечка для лепки, вырезанный из картона контур черепахи.
Задание: предложите ребенку выложить картонный панцирь черепахи маленькими пластилиновыми шариками.
Цветок
Цель: задание развивает творчество, закрепляет умение скатывать из пластилина маленькие шарики и выкладывать из них задуманный предмет.
Понадобится: небольшой круг картона (диаметром 10 см), пластилин, дощечка для лепки.
Задание: Скатайте с ребенком 7—8 разноцветных шариков пластилина. Один шарик положите в центр картона — это будет сердцевина цветка. Остальные шарики — лепестки — выкладываются вокруг сердцевины.
Грива льва
Цель: задание развивает творчество, учит доводить изделие до определенного образа.
Понадобится: вырезанный из картона силуэт льва, пластилин (желтого и оранжевого цвета), дощечка для лепки.
Задание: Ребенку надо прикреплять пластилиновые шарики желтого и оранжевого цвета к голове льва, чтобы получилась красивая грива.
Лягушонок
Цель: задание учит превращать капсулу киндер-сюрприза при помощи пластилина в лягушонка.
Понадобится: пластилин, мешок с капсулами от киндер-сюрприза (желательно
зеленого цвета), дощечка для лепки.
Задание: Ребенок опускает руку в таз с водой, в котором плавают головастики (капсулы от киндер-сюрпризов). Малыш вылавливает себе «головастик», обтирает его полотенцем.
Нужно превратить этих «головастиков» в лягушат. Для этого надо прикрепить сверху капсулы глаза, пониже длинный рот, по бокам и снизу — лапы.
Написано по материалам книги Д.Н.Колдиной “Игровые занятия с детьми 2-3 лет”.
Приятного Вам общения с малышом!
Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!
razvi-tie.ru