Для тех, кто хочет свалять собачью шерсть
Здравствуйте уважаемые мастера и мастерицы!
У меня на дворе живут две веселые собаки, от вычесывания которых появляется большое количество шерсти. Основную часть бабушка прядет, превращая ее в нежнейшие рукавички и носочки.
Но часть упорных клочков прясться не хочет. Со временем их накопилось великое множество. Получив очередной заказ на изготовление теплого согревающего пояса из собачьей шерсти, я решила использовать именно их. Я вообще не знала, будет ли сваливаться собачья шерсть и как быстро это произойдет.
1. Берем кудлатую собаку, свою или от соседа и вычесываем.
2. После вычесывания надо получить минимум 50 гр. пуха и шерсти.
3. Кошкам спать при этом не мешаем.
4. У меня линолеум с геометрическим рисунком- это облегчает раскладку. Если этого нет, то по обороту пупырчатой пленки рисуем фломастером прямоугольник нужного размера. Потом он смоется , но он и нужен только на время раскладки.
5. Делим шерсть пополам. Раскладываем половину шерсти , укдадываясь в отведенные рамки.
6. Вторым слоем раскладываем серую шерстяную нить. Сначала вдоль, потом поперек. Цель раскладки- укрепить будущее изделие.
7. Сверху раскладываем второй слой пуха и шерсти.
8. Для декора можно украсить цветными нитками шерсти и кусочками покупной цветной шерсти.
9. Накрываем сеточкой, мылим, валяем в рулоне. Шерсть схватилась мгновенно! Уже через 5 минут валяния в рулоне я получила очень плотное изделие, по цвету и виду очень напоминающее солдатскую шинель.
10. В некотором замешательстве полощу в тазике. Под краном нельзя, так как в воде остается много мелкой шерсти. Выливаем в унитаз из опаски засорить раковину.Полощу с кондиционером. Запаз псины отполаскимается с трудом. Тщательно вынюхиваю. Мне кажется, что запах отстирался.
11. Вешаем на кран. Вода стекает за несколько минут. Остается почти сухое изделие.
12. Отпариваем утюгом, придаем форму, сушим.
13. Прикладываю к щеке. Запаха нет, но есть отдельно взятые шерстины(ость), которые колются.
14. Чешу заимствованной у кошек пуходеркой. На нее почему-то собирается именно именно ость.Почему? Изделие становиться намного мягче и пушистей. Сваляно очень крепко. Пушины и декор вытащить невозможно.
15. Вот окончательный вид изделия.
16. Валялся имеено согревающий пояс, поэтому он отправляется к хозяйке. Все, кто его видели, дружно решили что это шарфик. Но чуть коротковат.
Выводы: 1. Валяется отлично.2. Схватывается мгновенно.3. Псиной не воняет.4.Не колется.5. Это намного быстрее, чем сначала спрясть, в потом связать.
Буду рада, если мой опыт вам пригодится. С уважением . Марина
Валяние из шерсти: как создается войлок
Много веков назад люди научились изготавливать предметы домашнего обихода, одежду и даже стены своих жилищ из шерсти методом валяния. Со временем ремесло, которое когда-то было насущной необходимостью, эволюционировало в творческое хобби. Сейчас валяние из шерсти обретает второе рождение. Изготовленная из тонкой овечьей шерсти жилетка или шарф — необычный аксессуар для ценительниц эксклюзивных вещиц.
Мастерская одной из камчатских валяльщиц — именно так называют мастеров, изготавливающих одежду и аксессуары из овечьей шерсти — находится в центре Петропавловска. Там разместилось все, что нужно для работы — стеллажи с множеством цветных мотков материала, необходимые инструменты и, главное, — большой рабочий стол.
Сегодня владелица мастерской Елена Заика познакомит нас с искусством валяния и расскажет, как из тонких волокон непряденой шерсти получаются плотные полотна войлока.
Итак, валяние делится на два основных направления — мокрое и сухое. Их названия напрямую связаны с сутью рабочего процесса. В первом — создание изделий происходит с участием мыльного раствора. При помощи мокрого валяния создаются плоские вещи, то есть жилеты, куртки, шарфы и другая одежда и аксессуары.
Во втором направлении мастера работают специальными иглами, многократно протыкая ими изделие: маленькие засечки на иглах тянут за собой волокна шерсти, спутывая их между собой. Чтобы получить, например, небольшую плотно свалянную игрушку, мастеру нужно проткнуть заготовку из спутанной шерсти не одну сотню раз, придавая изделию желаемую форму, и, конечно же, старательно беречь пальцы.
Для некоторых вещиц используются сразу обе техники, например, для создания бусин.
Наша сегодняшняя героиня создает одежду и аксессуары из шерсти в технике мокрого валяния. С непривычным для себя материалом и методами работы с ним она познакомилась около трех лет назад. Тогда, делая куклу для дочери, Елена стала искать в интернете то, что может стать шевелюрой игрушки. Будущей мастерице встретился совет сделать волосы для куклы из шерсти для валяния. Решив заказать материал в сети, Елена попутно заинтересовалась вещами, созданными мастерами из овечьей шерсти. Они настолько ее очаровали, что в интернет-магазине был заказан не один яркий моток. Когда пришла посылка Лена начала осваивать технику мокрого валяния.
Училась Елена и с помощью мастер-классов в интернете, но больше методом проб и ошибок. «Мастера в своих онлайн-уроках чаще всего дают информацию с расчетом на тех, кто уже понимает, как работать с шерстью. Или не до конца раскрывают все тонкости и хитрости. Особенно сложно, если ты не знаком с видами материала и не знаешь, какой для чего больше подходит. В общем, первые работы были просто «атас!» — довольно быстро они пришли в негодность, рвались. Но со временем пришел опыт, накопились знания, появились свои секреты и хитрости», — рассказывает Елена.
В своей мастерской Елена не только работает сама, но и проводит мастер-классы для учеников. В светлом и уютном помещении уроки проходят три-четыре раза в месяц. И всегда находятся желающие приобщиться к искусству работы с шерстью.
В своей мастерской Елена не только занимается с учениками, но и работает над заказами — изготавливает головные уборы, сумки, тапочки и многое другое из мягкой шерсти.
Как отмечает Лена, заниматься валянием можно и дома — главное, чтобы хватало места. Небольшие изделия можно создавать и на кухонном столе. Но для того, чтобы сделать куртку, нужно большое рабочее пространство. Поначалу наша героиня работала дома на полу, но со временем решилась на собственную мастерскую.
Шерсть для валяния в мастерской хранится на стеллажах. Для удобства работы мотки на полках разложены по цветам и оттенкам.
Образцы каждого цвета с указанием названия и артикула есть на самодельных планшетах. По словам мастера, так проще показать заказчику примеры оттенков, не доставая с полок все мотки.
«Сейчас видов шерсти великое множество. Материал для валяния производят в Германии, Италии, Латвии, России и других странах. Я предпочитаю работать с шерстью итальянского производства», — рассказывает Елена.
По расположению волокон в мотке шерсть разделяют на кардочес и гребенную ленту. Кардочес похож с виду на вату. Его получают в производстве первым.Часть шерсти оставляют в таком, слегка спутанном виде.
Другую часть — вычесывают и получают гребенную ленту. В ней волокна шерсти лежат в одном направлении.
А в самом начале своего пути шерсть для валяния выглядит так.
После грубого прочеса на заводе получаются ленты шерсти, из которых можно спрясть нити для вязания. А можно с помощью валяния изготовить войлок, и из него — различные изделия. Чтобы получить мягкую и тонкую шерсть, которую используют современные валяльщицы, ленты материала прочесывают очень тщательно и красят в различные цвета.
Материал различают не только по цвету, но и по толщине, говоря на языке валяльщиц — по тонине, она измеряется в микронах. Самые популярные виды шерсти — полутонкая, тонкая и экстра тонкая, то есть в этой системе измерений полутонкая — это самая толстая шерсть. Итальянский материал, который Елена использует в большинстве изделий, имеет тонину 19 микронов — это экстра тонкая шерсть. Она подходит для изготовления рукавиц, шарфов, брошей-цветков. Для тапочек и сумок мастера используют более грубую шерсть, чтобы изделия были долговечными и выдерживали нагрузку.
Корреспондент: Елена, вы уже более трех лет работаете с шерстью. За что вы ее любите?
Елена Заика: Шерсть это живой материал — теплый, приятный. Для меня очень важно, что она экологична, в процессе получения сырья не страдают животные — овцу стригут и отпускают ее. По сути это возобновляемый ресурс. Шерсть с первых дней знакомства покорила меня тем, что с ее помощью буквально из ничего можно сделать прекрасную вещь. Я думаю, это настоящее волшебство.
Самые главные инструменты мастера мокрого валяния, или фелтинга — это, конечно, руки, мыло и вода. «Волокно шерсти это по сути волос, а его поверхность состоит из множества микроскопических чешуек. Мыло нужно для того, чтобы шерсть стала гладкой и начала скользить. Когда мастер начинает валять шерсть, тереть ее руками, то она начинает спутываться, цепляться друг за друга чешуйками — за счет этого и происходит процесс валяния. После проведения еще ряда манипуляций из изделия выполаскивают мыло и просушивают работу», — делится наша героиня основными принципами мокрого валяния.
Чтобы изготавливать одежду, одних рук недостаточно, какими бы умелыми они ни были. Поэтому в мастерской Елены есть вспомогательные инструменты. Например, колодки, предназначенные для изготовления тапочек. Эти инструменты необходимы, чтобы выправить форму изделия и подогнать размер. В арсенале Лены — колодки самых распространенных размеров, 37 и 38. Но, имея такие образцы, мастер легко может сделать тапочки на размер-два больше или меньше.
На электронных весах мастер отмеряет нужное количество шерсти. Например, для того, чтобы сделать рукавицы, понадобится 30 – 40 граммов материала.
Деревянные вальки (с ударением на «и») помогают мастеру хорошо провалять тапочки изнутри. Игольчатые валики при нажатии ими на толстый слой войлока прорабатывают его по всей толщине, то есть не только поверхность полотна будет хорошо сваляна, но и в своей глубине оно будет прочным. Кухонная скалка нужна в мастерской также для улучшения качества изделий. На нее можно намотать, например, шарф и вместе с ним покатать скалку по столу, прилагая силу — так полотно проваляется гораздо лучше.
Почетное место в корзине с деревянными инструментами занимает рубель — самое большое приспособление с ребристой поверхностью. Для работы с ним изделие сперва наматывается на скалку, рубель укладывается сверху. Дальше мастер, прилагая усилие, катает рубелем скалку вместе с полотном по столу. Такой серьезный инструмент нужен в работе с изделиями изрядной толщины. Как отмечает наша героиня, рубелями пользовались мастерицы сотни лет назад, но и современные валяльщицы ценят его за эффективность.
Чтобы сделать берет или шляпку, мастера валяния используют специальные болванки. Елена для работы их изготовила сама — разные болванки соответствуют разным размерам головы.
В работе над куртками и жилетками мастер использует манекен. У Лены он стандартного, 46-го размера. «По нему можно ориентироваться и сделать хоть 44-й размер, хоть 48-й. Ближе к финалу уже примеряешь на человека и с учетом особенностей фигуры дорабатываешь. На манекен я примеряю мокрое изделие, а вот для примерки на человека, конечно, сперва сушу. В случае если нужна доработка, жилетку можно снова смочить и еще немного увалять», — делится Елена особенностями рабочего процесса.
Корреспондент: Удивительно, что из мотков тонких шерстяных волокон можно создать прочное полотно куртки или пальто. Как происходит процесс работы над такими вещами?
Елена Заика: Сперва снимаю мерки с будущей владелицы, по ним рисую выкройку. На ее основе создаю шаблон вещи — увеличиваю размеры с учетом коэффициента усадки шерсти, то есть рисую ту же выкройку, но раза в полтора больше. У каждого мастера коэффициент усадки свой и зависит от того, какой толщины выкладывается слой шерсти и какой плотности должно получиться в итоге изделие. То есть будущее пальто изначально выглядит просто огромным, но постепенно шерсть сваливается и оно становится похожим на одежду не для великана, а для обычного человека.
Корреспондент: Сколько времени уходит на изготовление изделий?
Елена: По-разному, все зависит от сложности. Например, цветок-брошь можно сделать за полтора часа. Рукавицы я делаю часа за три — четыре, а на жилетку уйдет целый день или даже два. Пальто можно изготовить дня за три. Это если работать по 8 – 9 часов в день.
На вопрос, что для Лены стало самым сложным изделием, она отвечает — валенки. Говорит, что физически очень тяжело провалять толстый слой шерсти. Зато теперь мастера греет эксклюзивная обувь, созданная собственными руками.
Украсить работы можно с помощью создания рисунка на поверхности изделия той же шерстью. Но это не единственный метод. Блеск изделиям придают, например, с помощью тончайших волокон вискозы или натурального шелка.
Ими можно создать прожилки на лепестках шерстяного цветка или украсить крылья бабочки-броши.
Совмещение различных материалов позволяет валяльщицам создавать одежду, украшенную изысканными принтами или фантазийными декоративными элементами. В технике декорирования, называемой нунофелтинг, на шерстяное изделие прикладывают фрагменты из ткани и методом трения закрепляют их на шерсти. Из натурального шелкового платка с узором можно вырезать мотив и привалять его к шерстяной поверхности изделия — шелк любит шерсть, хорошо держится на ней. С помощью цветного шифона создаются объемные элементы, волны.
Пикантность шерстяной одежде придают вставки из гипюра.
Один из любимых многими мастерицами материал для декора изделий — стеклянный бисер. Им вышивают поверхность брошей и одежды.
Декор — это чаще всего финальный этап работы над изделием. Но нам интересно, как же из тонких шерстяных волокон получается плотное полотно войлока? Елена готова провести для нас небольшой мастер-класс. Она уже подготовила шаблон, на основе которого будет создан цветок из шерсти.
Из гребенной ленты мастер вытягивает отдельные пряди шерсти.
Шерстью разного цвета покрывается шаблон.
Волокна располагаются от центра шаблона к краям.
Теперь пора смочить заготовку теплой мыльной водой. Напомним, что мыло здесь нужно для того, чтобы шерсть начала скользить, тогда чешуйки на поверхности ее волокон будут цепляться друг за друга.
Еще один из важных инструментов мастера-валяльщика — виброшлифовальная машинка. По прямому назначению она используется в строительстве для шлифовки и полировки поверхностей. Валяльщицы работают ею на начальном этапе сваливания шерсти — это значительно ускоряет процесс. Машинку можно заменить обыкновенной москитной сеткой — ею накрывают будущее изделие, смачивают водой и трут его руками через «москитку». Она здесь нужна для того, чтобы шерсть не смещалась и не прилипала к рукам. При работе машинкой мастер накрывает заготовку пленкой,чтобы шерсть не липла к инструменту и не “разбежалась” в разные стороны.
Дальше мастер начинает работать руками — трет поверхность изделия для того, чтобы шерсть лучше схватилась.
Чтобы цветок не получился плоским и неинтересным, Лена укладывает еще один шаблон и покрывает его шерстью — будет еще один ряд лепестков.
Теперь предстоит продолжительное время поработать в теплой мыльной воде. Мастер надевает перчатки. Лена бережет кожу рук — вода вымывает из нее естественный жировой слой, сушит кожу. Кроме того, из-за долгого трения образуются мозоли — даже в рукоделии есть место профессиональным травмам.
Волокна шерсти, которые изначально располагались в одном направлении, теперь спутались, легли ближе друг к другу, изделие уменьшилось в диаметре.
Пора разделить слои лепестков и удалить шаблон, который все это время прятался внутри изделия.
На следующем этапе мастер обрабатывает края лепестков, чтобы они выглядели аккуратно.
Дальше в дело идет бамбуковая циновка. Будущий цветок укладывается на нее, все вместе скатывается в рулон. Его мастер руками катает по поверхности стола. В это время палочки, из которых состоит циновка, со всех сторон воздействуют на шерсть, еще больше сваливая и уплотняя ее.
После такого массажа изделие все еще мало похоже на мак, но уже стало прочным.
Еще немного мыльных ванн и массажа…
…и, наконец, настала пора красные круги превратить в цветок. Мастер аккуратно вырезает ножницами лепестки.
После этого места, где сделаны срезы нужно еще немного провалять, чтобы шерсть не торчала, а лепестки выглядели аккуратно и не расползлись. И в завершение — промыть изделие, чтобы удалить мыльную воду.
На этом фото хорошо видно, насколько сильно села шерсть в процессе валяния: под цветком — шаблон, на который Елена в начале работы выкладывала шерсть.
Чтобы быть похожим на настоящий мак, шерстяному цветку не хватает коробочки. Ее Лена делает из зеленой шерсти и пришивает к центру изделия.
После того, как цветок высохнет, его можно превратить в брошку, пришив к обратной стороне специальную булавку. Или использовать его как декор другой, более масштабной работы — шляпки, жилетки или сумки.
По словам Елены, освоить валяние довольно легко, а совершенствовать свое мастерство можно и нужно бесконечно. Новичкам в этом деле опытная мастерица советует не отступаться, даже если в первое время результаты работы не радуют. «Никогда не сдавайтесь! Неудача не значит, что нужно все бросить. В любом деле главное — терпение и усердие. И обязательно следите за качеством своих работ. А самые первые изделия лучше оставить себе на память», — говорит наша героиня.
Текст: Алина Логинова
Фото: Алина Логинова, Елена Заика
pressa41.ru
Делаем интерьерную игрушку методом сухого валяния
Сегодня делаем котика Дашутку.
Нам понадобится:
- шерсть для валяния;
- поролоновая губка;
- ножницы;
- иглы № 50 для начальных работ;
- иглы № 40 «звездочка» и № 38 «звездочка» для формирования фигурки;
- игла обратная тонкая для распушения;
- глазки для игрушек;
- пастельные мелки;
- клей;
- терпение 🙂
Небольшие пряди шерсти распушаем и складываем друг на друга в перпендикулярном направлении.
Укладываем все в примерную форму (головы, туловища, конечностей).
Шерсть уваливаем иглой, аккуратно со всех сторон, формируя шар.
Прокалываем шерсть иглой насквозь, до самой середины, чтобы внутри не образовалась пустота.
На готовый плотный шар приваливаем щечки, нос, вваливаем глазницы.
Точно так же делаем туловище, формируя нужную форму.
С одной стороны, которую считаем шеей, оставляем шерсть свободной, не уваливаем ее.
Чтобы потом удобно было присоединить к голове.
Присоединяем туловище к голове, приваливая той шерстью, которую оставляли свободной.
Формируем посадку головы.
В дальнейшем делаем таким способом лапы, хвост.
Приваливаем готовые конечности к туловищу, создавая нужную позу, формируя образ будущей игрушки.
Еще раз проходим иглой по всей тушке, прибавляя шерсть в нужных местах.
Выравнивая поверхность.
По желанию можно добавлять шерсть различных цветов, хорошо приваливая ее в нужных местах.
На лапках делаем заметными коготки, пробивая следы более грубой иглой.
Приваливаем ушки, которые приготовили заранее.
Хорошо уваленную фигурку распушаем обратной иголкой, чем чаще, чище и добросовестнее распушите, тем красивее будет шерсть готового котенка.
Затем распушенного котика стрижем очень острыми ножницами, стараясь выдержать шерсть одной длины.
Если поверхность получилась не очень ровной, можно еще несильно распушить и снова постричь, готового котика причесываем зубной щеткой.
Все получится после нескольких попыток.
У готового котика красим пастельными мелками вокруг глаз, приклеиваем глаза, формируем веки.
Вставляем усы (тонкая леска ) в щечки, делаем темные точки под усами.
Красим ротик.
Надеваем теплый шарфик, если за окном холодно 🙂
www.livemaster.ru
Техники валяния. | Журнал Ярмарки Мастеров
Техники валяния. Способ скатывания.Этот способ подходит для создания узоров с чёткими контурами. Первый этап выполняется способом быстрого валяния, однако он требует чуть больше времени и терпения.
1. Выложите воздушно-пузырчатую пленку на рабочую поверхность, поверх неё разложите шелковый шарф и смочите его из опрыскивателя. Выложите шерсть. Смочите горячим мыльным раствором и приступайте с сваливанию под тонкой пленкой. Тонкие части узора растирайте особенно тщательно. Как только войлок станет плотнее, снимите пленку и продолжайте валять способом растирания. Руки должны хорошо скользить, при необходимости добавьте мыла.
2. Шерсть начинает постепенно соединяться с основой, поскольку шерстяные волокна взаимодействуют с волокнами шеолка. Если мыльный раствор остыл, накройте шарф тонкой пленкой и заверните его в рулон и осторожно отожмите над миской. Не выкручивайте!
3. Снова разложите и разровняйте шарф. Теперь его можно растирать с обеих сторон. Ещё раз смочите шарф горячей водой или мыльным расвором, накройте пленкой и опять сверните в рулон, закрепив его несколькими резинками.
СОВЕТ: на рулон нужно только слегка надавливать. Ни в коем случае нельзя выкручивать или мять его- узор может сместиться.
4. Процесс можно ускорить, если рулон покатать по резиновому коврику. Время от времени раскатывайте рулон и проверяйте, не нарушились ли узоры. При необходимости, поправьте узор и разотрите в этом месте рукой. Неудачные места замените новой порцией шерсти и снова катайте.
Техники валяния. Способ быстрого валяния.Этот способ подходит для создания узоров без чётких контуров, например, для пятен, штрихов и т.д. Процесс валяния не контролируется, поэтому шерсть может смещаться. Лучше всего этот способ подходит для работы с тонким шелком (шифоном, креп-жоржетом и т.п.)
1. Выложите воздушно-пузырчатую полиэтиленовую пленку на рабочую поверхность, поверх неё разложите шелковый шарф и смочите его из опрыскивателя. Выложите шерсть. Смочите горячим мыльным раствором и приступайте к сваливанию под тонкой пленкой. Тонкие части узора растирайте особенно тщательно.
СОВЕТ: выкладывайте новые порции шерсти только сухими руками. Если шерсть намокнет, вы сможете выложить её тонким слоем. Шерсть при валянии всегда должна быть тёплой. если она остынет работы замедлиться. Шерсть не должна плавать в воде! Пока войлок не стал плотным, накладывайте сверху тонкую пленку и надавливая, удаляйте излишки воды с помощью тряпочек. Валять без пленки можно только тогда, когда изделие уплотнится.
2. Как только узор начнет проявляться, растирайте эти места между ладонями до тех пор, пока волокна шерсти не проникнут сквозь ткань.
3. Положите изделие в большую неглубокую миску, залейте небольшим количеством горячей воды так, чтобы материал хорошо увлажнился. Теперь скомкайте шарф. Шерсть будет сваливаться очень быстро. Круглые части могут стать овальными, ровные линии кривыми, узоры – соединиться в тех местах, где это не было предусмотрено и т.д.
4. Поэтому через каждые несколько минут раскладывайте шарф и выравнивайте все уваленные части, чтобы избежать нежелательных соединений. Если узор сваливается не так, как нужно, примените способ растирания. Прополощите готовое изделие в уксусном растворе.
Техника валяния. Способ растирания.Поверхность шерсти уваливается растиранием. Описанный здесь способ – самый простой, на нём основаны техника быстрого валяния и скатывания.
1. Возьмите в левую руку прядь шерсти, а правой вырывайте из неё короткие тонкие клочкм. Выложите их равномерно в один слой так, чтобы последующие клочки слегка перекрывали предыдущие. Следите за тем, чтобы все клочки были одинаковой толщины и выкладывались равномерно. Каждый следующий слой выкладывайте перпендикулярно предыдущему, то есть под углом 90 градусов друг к другу. Чем больше тонких слоёв, тем лучше.
2. Спрыскивайте шерсть горячим мыльным раствором до тех пор, пока она заметно не усядет.
3. Разложите поверх шерсти тонкий полиэтилен, чтобы волокна и прежде всего рисунок не сместились. Смочите полиэтилен и выдавите из-под него раствор и пузырьки воздуха. Растирайте шерсть 1-3 мин. лёгкими круговыми движениями до образования однородной массы. Получился войлок-полуфабрикат.
СОВЕТ: В начале работы растирайте шерсть очень аккуратно.
4. Снимите полиэтилен и накройте войлок ещё бошлее тонкой пленкой, предварительно разгладив и повернув его по краям. Пленку медленно переместите к середине. Теперь края войлока ровные и усилены подвернутыми волокнами. Продолжайте валять его под тонкой пленкой. Как только войлок станет плотнее, пленку можно снять и валять без неё, слегка надавливая. Чем более плотным становится войлок, тем труднее его валять. В завершении прополощите готовый войлок в растворе уксуса.
СОВЕТ: Чем тоньше и ровнее слои шерсти, тем равномернее и быстрее она сваляется.
www.livemaster.ru
Подготовка собачьей шерсти к валянию.
Хочу поделиться тем, как я чешу собачью шерсть. с теми кто хочет попробовать работать с этим интересным материалом.
Сначала о том, зачем вообще чесать шерсть? Казалось бы вопрос риторический. Но все же.
Шерсть я чешу для того. чтобы очистить ее от мусора, для того, чтобы избавить ее по возможности от остевого волоса ( он высыпается при ческе), оставить только пух, придать волокну направленность.
Для етой процедуры я купила две собачьеих чесолки с острыми металлическими зубчиками без пластиковых капелек на концах ( при вычесывании собак они предохраняют кожу от травм). стоят они дешево. Именно по этому я не стала приобретать кардеры (шетки для чесания шерсти перед прядением), набот таких щеток стоит не дешево. Они большие, для переработки большого количества шерсти, мне же такие не нужны. Я готовлю шерсть в небольших количествах. На варежки, например, необходимо всего 50-60 грамм шерсти. По этому эти щетки мне вполне подходят.
Сейчас я валяю в основном из пуха короткошерстных собак. Ну не попадалась мне пока длинная. По этому я добавляю при чесании овечью шерсть, но в очень малых количествах.
Итак:
Вот эти щетки
На одну щетку я начинаю начесывать овечью шерсть нужного мне цвета
Посмотрите, как мало ее надо, прямо всего несколько волосинок
Затем , сверху на щетку наченаем укладывать собачью шерсть, как бы натягивая ее на зубцы сверху вниз.
Так заполняем всю щетину
Теперь берем вторую щетку в другую руку ( ручки щеток расположены в противоположные стороны) и начинаем передними ее зубцами цеплять шерсть на первой щетке, которая находится на самом краю, счесываем ее. Так часть шерсти остается на второй щетке. Затем постепенно счесываем шерсть частями, все ближе и ближе к ручке шетки.
Теперь вся шерсть находится на второй шетке, уже в чесанном состоянии и перемешанная с малым количеством овечьей.
Теперь ее можно аккуратно снять со щетки
И делаем это столько раз, сколько шерсти нам необходимо для валяния.
Вот так выглядет прядь чесанной собачьей шерсти.
Сразу хочу предупредить тех, кто решит попробовать чесать шерсть.
Не используйте одну щетку, зубцы очень острые и ободранные пальцы Вам гарантированы.
Да, наверно, профессиональными кардерами чесать удобнее и лучше. Но я не пряха, а валяльщица!
По этому качество такой обработки меня вполне устраивает, надеюсь и вам понравится тоже.
www.livemaster.ru
Несколько секретов сухого валяния | Журнал Ярмарки Мастеров
Сухое валяние – очень популярный ныне вид творчества. В это статье представлено несколько советов о том,что нужно знать, чтобы свалять плотную, гладкую игрушку, которая будет радовать вас долгое время.
Во-первых, валяние – это долгий процесс! И это важно знать, т.к. просматривая фотографии МК можно подумать, что игрушка получилась буквально за 1-2 часа – это иллюзия. Если вы хотите попробоватьваляние – выберите игрушку небольшого размера, милую, забавную, но небольшую.
Итак, вот несколько правил, которые помогут начинающим.
- Залог успеха – плотная середина.
В самом начале нужно сделать плотную середину игрушки – глубоко втыкать иголку, сжимать шерсть, помогая ей быстрее уплотниться. Со временем вы почувствуете, что в середине образовалось уплотнение (но поверхность будет рыхлая).
ВАЖНО: ИГРУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЛОТНОЙ
Пример: посмотрите, здесь я с силой сжимаю Ёжика и игрушка настолько плотная, что поверхность не прожимается.
2. Гребенная лента + пуходерка
Гребенную ленту перед валянием нужно спутывать очень тщательно – это облегчит процесс валяния, а так же при шлифовки поверхности вы сможете добиться лучшего результата. Вам поможет пуходерка (продается в зоомагазинах), но можно спутать шерсть и руками.
3. Если вам нужно сделать у игрушки полоски – не растягивайте шерсть по поверхности игрушки– это очень распространенная ошибка. Это мешает шлифовки, валянию, а так же выглядит некрасиво. Лучше спутать шерсть, порвать ее, а потом постепенно, приваливая кусочек за кусочком сделать полоску.
4. Если вам нужно сделать на поверхности игрушки рисунок другим цветом, например точки у божьей коровки, правило то же – нужно, сначала, спутать и разорвать шерсть на более мелкие волокна. С кардочесом всё гораздо проще – он уже спутан.
Пример: у лягушки ручка, цветочек и часть головы отличается по цвету, но т.к. шерсть была хорошо спутана и разорвана не видно направления шерсти, шлифовать было удобно.
ВАЖНО: ШЕРСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОРОШО СПУТАНА!
5. Каркас.
Хорошо свалянная игрушка отлично держит форму, поэтому не нужно делать каркас, если у вас игрушка стоит на толстых лапах. Каркас нужен при тоненьких конечностях, при конечностях обмотанных шерстью или нитью, в подвижных элементах, в тонких элементах, которым нужно придать определенную форму или которые будут подвижны.
6. Шлифовка
Шлифовка – это финишная обработка поверхности тонкой иглой, придание поверхности гладкости, однородности. Шлифовать игрушку – это долгое занятие, нужно втыкая иглу не глубоко обрабатывать всю поверхность игрушки (втыкать иголку надо максимально близко к месту предыдущего входа иглы)
Бывает, что в каком-то месте на игрушке волокна шерсти расположились параллельно друг другу и это мешают шлифовке, тогда надо разорвать прядку шерсти на мелкие кусочки, смешивая шерсть и покрыть место, которое вы хотите исправить, привалять шерсть и продолжать шлифовку.
ВАЖНО: ШЛИФУЕМ ТОЛЬКО ПЛОТНЫЕ ИГРУШКИ.
пример отшлифованной поверхности:
7. Сухое и мокрое
Иногда нужно в игрушке совместить сухое и мокрое валяние. (фото выше – в брошке тоже есть и сухое и мокрое валяние)
Не валяйте иглой мокрую игрушку, дождитесь пока игрушка полностью высохнет, иначе можно порвать шерсть на мелкие кусочки и всё испортить.
8. Если у вас крупная игрушка, можно облегчить себе валяние – взять синтепон, синтепух и прочную нить. Сделать из синтепона плотную заготовку, нужной вам формы и крепко обмотать ее нитью. Заготовку делайте очень плотной, а потом к ней можно начинать приваливать шерсть (можно немного повалять одну заготовку). Вы сэкономите и время и шерсть.
9. Более толстая шерсть легче валяется. Например, вам будет удобнее валять из кардочеса 27 микрон, чем из мериноса 18микрон. (последний лучше приваливать к основе из того же кардочеса) – игрушка быстрее странет плотной, вы потратите меньше сил и времени.
ВАЖНО: НЕ ВАЛЯЙТЕ ВСЮ ИГРУШКУ ИЗ СЛИШКОМ ТОНКОЙ ШЕРСТИ , ДЕЛАЙТЕ ИЗ НЕЕ ЛИШЬ ВЕРХНИЙ СЛОЙ (при необходимости)
10. Если вам нужно отверстие в игрушке (например нужно вклеить ручку на каркасе, или сделать открытый круглый рот) отлично подойдет шило, НО со временем отверстие может уменьшиться, поэтому проткнув отверстием шилом (это пример рта, который должен остаться открытым) зафиксируйте отверстие приваляв внутрь комочек шерсти.
Посмотрите, у ёжика сделан именно круглый ротик, о котором я говорю.
Хотела еще привести пример, сколько времени уходит на валяние. брошки я валяю от 4х до 7-8 часов.
вот пример, на эту брошь уходит около 6 часов(иногда больше, зависит от размера).
тут довольно интересное сочетание – объемов и впадин, к сожалению фотография получилась всё-таки немного плоской
www.livemaster.ru
валяние из шерсти, одежда. Подробная инструкция, рекомендации
Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества, благодаря неповторимости изделий, созданных руками, такие вещи всегда были востребованы. Валяние шерсти, одежда, её эксклюзивность в наши дни представляет новое веяние в моде. Современные рукодельницы создают из шерсти не только одежду и всевозможные аксессуары. В их руках оживают интересные, яркие игрушки, элегантные кофты, шарфы и пальто.
Фелтинг, фильцевание, набивание – это валяние из шерсти. Одежда, прошедшая такую обработку, отличается особой мягкостью и плотностью.
В основе создания валяных изделий задействованы два метода: мокрый и сухой. Мастерицы, используя тот или иной метод, подробно описывают его на примерах созданных ими вещей.
Безграничные возможности войлока
Возрождение техники валяния особенно пришлось по душе нынешним модницам. Вещи, изготовленные валянием из натуральной шерсти, не только модные, они очень теплые. Кроме предметов одежды, нынешние мастерицы валяют из шерсти все. Любой элемент интерьера, детские игрушки, все по рукам рукодельницам.
Валяние из шерсти, одежда ручной работы и многие полезные вещи, изготовленные этим способом, в наши дни представляет настоящее искусство. Одновременно, это интересное, простое и удобное творческое создание теплых, неповторимых элементов гардероба.
Для начинающих мастериц рекомендуется выбирать шерсть с явными свойствами хорошего сцепления её ворсинок между собой. Кроме того, эта шерсть должна быть непряденой. Купить нужный для работы непряденый материал можно в специализированных магазинах или, используя каталоги и рекомендации интернет-магазинов. Как правило, такой вариант приобретения даёт гарантии чистоты и качества товара.
В зависимости от цели, нужно выбрать грубую или тонкую шерсть. Для сумок, тапочек или аксессуаров домашнего интерьера можно использовать грубую шерсть.
Предметы одежды и аксессуары к ней, детские игрушки потребуют использования полутонкой и тонкой структуры шерсти.
Существенную помощь рукодельницам оказывает портал “Ярмарка мастеров”: валяние из шерсти, одежда ручной работы представлена там мастер-классами опытных рукодельниц с пошаговым выполнением изделий.
Основа мокрого валяния шерсти
Сущность мокрого валяния шерстяного волокна состоит в его смачивании мыльным раствором с последующим аккуратным разглаживанием её в разных направлениях. Готовый продукт представляет плотный материал – войлок.
В мокром валянии следует делать необходимое увеличение выкройки изделия, так как шерсть даёт усадку до 40%.
Для получения небольших объёмных предметов комочек шерсти сминают в руках. Плоское полотно получается, когда используется мокрое валяние шерсти. Одежда и аксессуары, представляющие ажурную фантазию мастерицы, могут быть выполнены только долгим катанием заготовки или разглаживанием её усилием рук. Только такой способ позволяет получить яркую вещь с всевозможными переходами цветов.
Необходимые и вспомогательные инструменты и материалы
Основной материал для валяния – непряденая шерсть. Для валяния используется материал разных видов. В зависимости от планируемого изделия нужно приобрести один из нескольких видов шерстяного волокна:
- Самая грубая шерсть, так называемая, гребенная.
- Полутонкая шерсть.
- Очень тонкая.
- Ровная рабочая поверхность с определенными размерами.
- Полиэтиленовая пленка с пупырчатой выделкой.
- Сетка с плотной структурой (москитная).
- Водный раствор мыла.
- Вода.
- Пульверизатор.
- Фурнитура для отделки изделия.
Методика мокрого валяния
Усилие рук рукодельницы – основной инструмент в обработке удивительного материала, носит название «мокрое валяние из шерсти», одежда, в результате использования этой процедуры, позволяет воплотить в жизнь самые невероятные идеи. Основная схема выполнения этой технологии:
- Формирование волокнистого полотна определенной ориентации, то есть раскладка шерсти.
- Процедура получения основы для валяния (префельт), обработка исходного, предварительно смоченного специальным составом материала, в единое иглопробивное полотно.
- Усаживание префельта выполнением особых методик его обработки, в результате которых достигается увеличение прочности, выделение фактуры материала.
- Удаление смачивающего компонента. Схемы раскладки во многом определяют будущий ассортимент изделий.
Этапы работы
Современный процесс войлоковаляния имеет множество методик. Мокрое валяние одежды из шерсти, мастер-класс одного из вариантов, представлен следующими этапами.
- На клеёнку с разметкой габаритов изделия тонким слоем внахлест расстилаются слои шерсти. Раскладку шерсти ведут в шахматном порядке: по горизонтали, затем в поперечном направлении. Необходимо контролировать толщину слоя, на всех участках она должна быть одинаковой. Кроме того, следует учитывать усадку войлока, увеличивая начальную толщину шерсти в 2-3 раза.
- Разложенную шерсть смочить из пульверизатора водой.
- Смоченную заготовку следует накрыть сетчатым материалом. Удобно использовать для этой цели противомоскитную сетку. Раскладку осторожно смачивают мыльным раствором через москитную сетку, избегая смещения рисунка.
- Обработанное изделие аккуратно прижать руками к клеенке, добиваясь хорошей пропитки основы мыльным раствором, излишки раствора убрать полотенцем.
- Процесс валяния, а именно интенсивное разглаживание и трение каждого участка. Валяние продолжать, тщательно перетирая каждый участок, постепенно убирая сетку, переворачивая полотно.
- Полотно считается готовым, если при натягивании его вверх снимается полностью пласт, не отделяя полосок.
- Полученный войлок выполоскать в прохладной воде до полного удаления мыльной пены.
- Полотно разложить и сушить в расправленном горизонтальном состоянии.
Мокрое валяние шерсти закончено. Изделие или полотно можно считать готовым.
Вариант сухого сваливания шерсти
Сущность методики заключается в спутывании и уплотнении шерстяных волокон специальными иглами с насечками. Валяние начинается с обработки волокон наиболее толстой иглой. В процессе уплотнения войлочного полотна иглу заменяют на более тонкую.
Тем, кто начинает валять первое изделие, нужно помнить, что шерсть в процессе работы изменяется в объёме в сторону уменьшения почти в три раза. Поэтому для фильцевания начинающей валяльщице нужно брать шерсть в гораздо большем объёме.
Различие мокрого и сухого валянья состоит в замене мыльного раствора на специальные иглы, которыми выполняется процедура сваливания шерсти. Не рекомендуется сухое валяние из шерсти для начинающих: одежда и вещи требуют применения плоского войлочного полотна. Этот вид валяния опытные мастерицы используют для изготовления объёмных аксессуаров, украшений и игрушек.
Многие мастерицы превратили валянье в возможность иметь в своем гардеробе не только теплую уютную одежду, но и аксессуары к ней. Кроме того, для некоторых валянье стало обеспечивать неплохой доход в семейный бюджет.
Инструменты и вспомогательные материалы
Сухая методика фальцевания шерстяных волокон уникальна и имеет свои особенности. Для сухого валяния потребуются особенные инструменты, с помощью которых выполняется процедура сваливания шерстяного волокна. К ним относятся:
- Специальные иглы разных размеров для сухого валяния, изготовленные из качественной закаленной стали, обладающие высокой прочностью, остротой насечек и долговечностью. Иглами, в процессе работы с шерстью, благодаря практичным насечкам, расположенным в их нижней части, хорошо захватывается волокнистая масса и проталкивается в глубину слоя. Эта операция обеспечивает спутывание пушистых слоёв, сваливая и уплотняя их.
- Ровная гладкая рабочая поверхность.
- Поролоновая или резиновая подложка.
- Фурнитура для украшения готового изделия.
Этапы выполнения сухого валяния
Создание красивых объёмных вещей потребует подробного изучения такой техники, как сухое валяние из шерсти. Одежда, мастер-класс её изготовления – все это подробно описывают опытные валяльщицы. С их помощью доступно изготовление изделий любой сложности.
Предварительная подготовка лежит в основе всякой работы. Перед началом валяния следует сделать эскиз или выкройку будущего изделия:
- Шерсть, распределенную по подготовленному шаблону, необходимо часто и много протыкать зазубренной иглой для валяния, добиваясь сваливания и уплотнения материала.
- Образующееся войлочное полотно необходимо постоянно поворачивать, добиваясь равномерной плотности, многократно обрабатывая иглой каждый участок.
- В процессе работы можно добавлять новые кусочки шерсти, создавая запланированную композицию и добиваясь её соответствия выкройке.
В производстве любых вещей и игрушек можно сочетать сухое и мокрое валяние, добавляя такие элементы отделки, как кружева, рюши, бисер, бусы, тесьму и ленты. Это создаёт дополнительные возможности получения уникальных, креативных предметов.
Сухое валяние требует больших временных затрат. Однако, затратив немного времени на изучение мастер-класса пары небольших игрушек, можно приступить к изготовлению более крупной вещи. Работа увенчается успехом.
Советы начинающим мастерицам
Каждое изготовленное изделие из шерстяного волокна обладает определенными нюансами, которые требуют дополнительной доработки и исправления. В процессе эксплуатации иногда вещи требуют ремонта, поэтому мастерицы делятся своим опытом:
- К изделиям, в изготовлении которых сочетаются две технологии, следует применять некоторые правила: полуфабрикат должен быть абсолютно сухим. Это позволит избежать его деформации, порыва и ломки.
- Сухое валяние лучше начинать с заготовок волокон большей толщины: кардочес, гребенная лента. Тонкую шерсть использовать для финишной отделки изделия.
- Тонкую иглу необходимо прокалывать очень часто, на небольшую глубину. Глубокое прокалывание оставит некрасивый след на поверхности изделия, редкие проколы создадут бугорки на поверхности войлока.
- Заменить руки в мокром валянии поможет бамбуковый коврик, на который раскладывают заготовку. Коврик скручивают в рулон и катают в разные стороны, добиваясь плотного сваливания шерсти.
- В арсенале инструментов и приспособлений не будут лишними полотенца, для сбора излишков мыльной воды.
- Полиэтиленовые пакеты потребуются для дополнительной защиты рабочей поверхности, а также для использования в качестве прокладок между элементами изделия. Эта мера позволит избежать сцепления их между собой.
Валяние – очень интересный, увлекательный вид рукоделия, на сегодняшний день пользующийся популярностью. Уникальная, теплая, уютная одежда очень удобна в носке, уход за ней не требует особенных процедур, так как она практически не пачкается. Обычной щетки для одежды достаточно для её очистки. Стиркой и ополаскиванием в прохладной воде легко удаляются более сильные загрязнения.
fb.ru