Памятка “Модель обложек” по литературному чтению
Памятка
Составление моделей обложек на уроках литературного чтения
Условные обозначения
Что читали (жанр произведения):
– сказка;
– рассказ;
– стихотворение;
– пословица;
?
– загадка.
О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначается цветом:
о Родине – красный;
о природе – зеленый;
о детях – жёлтый;
о животных – коричневый;
о волшебстве и приключениях – синий.
О
В. Осеева
Три товарища
Фамилия автора
Какое произведение и о чём
Заголовок
infourok.ru
Памятка Составление моделей обложек на уроках литературного чтения Условные обозначения Что читали (жанр произведения): – сказка; – рассказ; – стихотворение; – пословица; – загадка; – басня; – былина, сказ, легенда; – очерк О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначается цветом: о Родине – красный; о природе – зеленый; о детях – жёлтый; о животных – коричневый; о волшебстве и приключениях – синий. Образец: Фамилия автора Какое произведение и о чём Заголовок | Памятка Составление моделей обложек на уроках литературного чтения Условные обозначения Что читали (жанр произведения): – сказка; – рассказ; – стихотворение; – пословица; – загадка; – басня; – былина, сказ, легенда; – очерк О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначается цветом: о Родине – красный; о природе – зеленый; о детях – жёлтый; о животных – коричневый; о волшебстве и приключениях – синий. Образец: Фамилия автора Какое произведение и о чём Заголовок |
infourok.ru
Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: Памятка “Составляем модель обложки по чтению”.
Памятка
Составление моделей обложек
на уроках литературного чтения
Условные обозначения
Что читали (жанр произведения):
– сказка;
– рассказ;
– стихотворение;
– пословица;
– загадка.
О чём или о ком говорится в произведении (тема), обозначается цветом:
о Родине – красный;
о природе – зеленый;
о детях – жёлтый;
о животных – коричневый;
о волшебстве и приключениях – синий.
Образец:
Фамилия автора
Какое произведение и о чём
Заголовок
nsportal.ru
Схемы – модели обложек к текстам учебника Литературное чтение. «Уроки слушания 1 класс»
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода. Важную роль в формировании учебной деятельности младших школьников имеют учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и формировать умственные действия.
В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:
правильно называть произведение и книгу;
находить и называть фамилию автора и заголовок;
определять тему чтения и жанр произведения.
Одним из основных направлений в работе на уроках литературного чтения является формирование и развитие читательских умений, восприятие художественного произведения.
Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно.
Работа по моделированию обложки на уроках литературного слушания организуется на каждом уроке: у учащегося (дети могут работать в парах) на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель. Затем моделируют обложку, используя шаблоны, раскрашивают их цветными карандашами.
При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.
Моделирование на уроках литературного чтения позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений.
Просмотр содержимого документа
«Схемы – модели обложек к текстам учебника Литературное чтение. «Уроки слушания 1 класс» »
kopilkaurokov.ru
Использование моделирования на уроках литературного чтения
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом многих учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
В рамках работы по системе «Начальная школа XXI века» особенностью курса «Литературное чтение» (авторы-составители: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) является условно-символическое моделирование.
Главная задача курса ― литературное развитие младших школьников и формирование личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Одним из критериев литературного развития школьников является владение системой учебных действий и читательских умений. При проведении уроков слушания, которые являются особенностью данной системы, активно используется методический приём, способствующий включению каждого ребенка в активный процесс читательской деятельности, ― моделирование обложки.
Метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составление планов способствует формированию специальных читательских умений.
Система заместителей, вводимых с первых уроков, помогает ученику понять особенности художественного произведения. Жанры обозначаются следующими фигурами: сказка ― кругом, рассказ ― прямоугольником, стихотворение ― треугольником, пословица ― узким прямоугольником. Тема (о чём или о ком говорится в произведении) обозначается цветом: о Родине ― красным; о природе ― зелёным; о детях ― жёлтым; о животных ― коричневым; о волшебстве, чуде и приключениях ― синим.
1. Моделирование обложек
Моделирование обложки выполняется по определенному алгоритму после прослушивания произведения. Для создания модели обложки необходимо взять четверть листа бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, а ребята ― на листиках. Жанр произведения обозначается геометрической фигурой, тема ― цветом, фамилия автора обозначаются рамочкой в верхней части модели, заголовок ― рамочкой в нижней части листа.
Затем проводится работа с выполненной моделью:
- Покажите фамилию автора.
- Прочитайте фамилию автора.
- Что мы прочитали (фамилию автора).
- Прочитайте заголовок. Что мы прочитали (заголовок).
- Как называется произведение?
Подводя итог урока, обязательно нужно обратиться к этой модели.
― Что вы сегодня слушали? О чём это стихотворение? Кто написал это стихотворение? Покажите на модели и произнесите фамилию автора. Покажите на модели заголовок и прочитайте.
На уроках литературного слушания ученики оформляют обложку книжки-самоделки, куда они вкладывают все свои выполненные модели. Ребята любят составлять книжки-самоделки, в которых можно использовать модели обложек, схематические планы. Работа над проектами помогает повторять, закреплять, проводить самопроверку и самооценку. Только в активном процессе познания происходит формирование читательских умений.
Рисование обложки способствует развитию образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения. Работа с моделями обложек помогает выявлять читательский опыт.
Впоследствии ребятам предлагаются задания, где нужно не только составить модель обложки, но и дополнить её, сравнить две обложки, подобрать к предложенной модели изученные произведения. Так, в рабочей тетради одним из видов заданий является «Сравни модели, героев, произведения…» На внутренней стороне обложки рабочей тетради есть «Памятка», которая помогает дополнить модель недостающим элементом. С выполнением таких заданий доля самостоятельной работы постоянно увеличивается. Учитель при этом выполняет роль координатора, уточняя алгоритм учебных действий. Использование моделирования способствует формированию УУД.
Если на уроке изучаются разножанровые произведения, то модели обложек нужно сравнивать обязательно.
С моделями обложек можно выполнять различные упражнения:
1) Назвать произведение к каждой модели. Например, учитель показывает модель с изображением зелёного прямоугольника (это рассказ о природе). Кроме этого, учитель просит назвать фамилии авторов, которые писали о природе (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов).
2) На каждом уроке отводится несколько минут на упражнения с книгами и моделями. В самом начале урока дети рассматривают книги, которые они принесли на урок. Обязательно правильно называют книгу (фамилию автора и заглавие). Затем дети рассматривают три модели и называют произведения, раскладывая все книги в соответствии с этими моделями.
3) Упражнение с книгами-сказками: подобрать сказки по темам, соотнести их с моделями обложек.
Можно провести упражнение “Угадай сказку”, когда учитель или подготовленный заранее ученик зачитывает отрывки из сказок, а дети угадывают и правильно называют сказки. Затем они подбирают к этой сказке модель.
4) Можно составить обобщенную модель. Например, при знакомстве с произведениями о детях (2 класс) В. Драгунского, В Осеевой, Н. Носова, Л. Толстого вместо фамилии автора указан вопросительный знак, а тема и жанр в модели названы. Определяют, соответствует ли данной модели рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком». Сравнивают модель с общей моделью и делают вывод, что Е. Пермяк пишет рассказы о детях.
5) Работу с моделями можно использовать и в итоговой беседе (С. Маршак «Весенняя песенка»):
- Со стихами какого поэта познакомились?
- О ком пишет стихи?
- Что общего? Чем отличаются? (Автор один, а заголовки разные).
Дети делают вывод, что С. Маршак пишет стихи о детях, животных и природе.
6) Детям предлагается сравнить модели обложек книг со стихами, сказками и рассказами о детях, вспомнить фамилии авторов и названия произведений, назвать героев произведений и рассказать об этих героях.
7) Много заданий предлагается в рабочих тетрадях, где нужно сравнить, дополнить модель. Например, при изучении рассказа В. Осеевой «Три товарища» предлагается такое задание. Изображены два прямоугольника, вверху указана фамилия автора В. Осеева, остальные элементы модели нужно дополнить. В качестве подсказки стоит буква «П». Это значит, что можно воспользоваться памяткой «Составление моделей обложек на уроках литературного чтения», которая располагается на обратной стороне обложки рабочей тетради.
2. Моделирование цепочки событий помогает понять композицию произведения.
При составлении модельного плана используются «заместители» имён персонажей, которые представляет собой печатную букву, обведённую кружочком. Последовательность событий записывается цепочкой.
Работая над первой частью русской народной сказки «Зимовье зверей», дети составляют цепочку событий.
Последний элемент цепочки добавляется уже при работе над третьей частью.
Модели помогают осмыслить, проанализировать произведение. По второй части сказки дети строят модели взаимоотношений героев произведения.
Активно проходит этап составления модели третьей части, где волк вошёл в избу.
Рассказ волка |
Действия героев |
«…мужичище в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр». |
бык рогами к стене припёр |
«…поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам». |
баран разбежался и начал осаживать волка по бокам |
А еще поменьше того, в беленьком кафтаньишке, бегает по брусу да кричит: «Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу». |
гусь за бока щиплет, а петух бегает по брусу и кричит |
А из подполья еще кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!» |
свинья в подполье кричит: «Ножи точу, топоры точу, живого волка съесть хочу!» |
Составление цепочки событий помогает запомнить композицию сказки.
Модельный план английской народной сказки «Как Джек ходил счастья искать». Герои: Джек, Кот, Собака, Коза, Бык, Петух, Разбойники.
Цепочка событий по сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»: Осёл, Собака, Кот, Петух, Разбойники.
Составляя модели взаимоотношений по английской народной сказке и по сказке Братьев Гримм, дети могут наглядно сравнить композиции похожих по структуре произведений, легко сравнить эти сказки, определить, чем они похожи и чем отличаются.
3. Эскизно-модельный план помогает раскрывать отношения героев и последовательность событий. При изучении французской народной сказки «Волк, улитка и осы» был составлен план:
Использование такого плана способствует творческому развитию детей. Они с удовольствием сочиняют продолжение текста, создают собственные произведения с участием знакомых героев.
Можно составить схематический план (блок-схему), который можно заполнить ключевыми словами или схематическим рисунком. Составление схематического плана с введением заместителей способствует пониманию главной мысли произведения, анализу образов героев, их отношений с другими персонажами, воспитание внимания к языку произведения, придумывание продолжения изучаемого произведения.
4. Модель-описание
В некоторые произведениях понять идею произведения помогает работа над образом героя. В этих случаях следует использовать модель- описание. Для построения такой модели дети должны внимательно относиться к авторским словам, внимательно читать текст произведения.
Модель-описание к сказке В. Беспалькова «Совушка»:
― Как в сказке отец и мать называли сову?
Эти модели можно использовать для отработки читательских умений: читать выразительно отдельные эпизоды, работать с текстом произведения, составлять полный пересказ, краткий, рассказывать об отношениях героев. Это используется не только для составления образа героя, но и при работе над литературоведческими понятиями. Например, писатели-сказочники.
5. Модель-сравнение
Модель-сравнение помогает работе над образами героев. Так, изучая норвежскую сказку «Лис Миккель и медведь Бамсе» в переводе и обработке Ф. Золотаревского, дети строят такие модели-описания:
Построив модели-описания героев, дети характеризуют отношения лиса и медведя.
Работая над сказкой, дети приходят к выводу, что эта сказка похожа по сюжету на русскую народную сказку «Медведь и мужик». Они составляют модели-описания главных героев русской народной сказки, выбирая характеристики героев из предложенных характеристик: работящий, сильный, находчивый, грозный, уступчивый, настойчивый, проворный, возмущённый, смышленый, глупый.
Затем дети характеризуют отношения мужика и Медведя.
Составив такие модели, ребята легко приходят к выводу, что у разных народов существуют сказки с похожими сюжетами. Сказки эти разных народов, поэтому и отличаются они своими героями, но учат смекалке, находчивости, бдительности.
6. Модель рассуждение помогает анализировать, отбирать необходимую информацию. Эта модель помогает ответить на вопрос «почему?»
При работе над сказкой братьев Гримм «Три брата», можно использовать модель-рассуждение (потому что)
7. Модель схемы-общения
Работая над содержанием сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича», строим такую модель:
Используя приемы моделирования, ребята показывают высокий уровень теоретических знаний и практических умений. Учиться им становится легко и интересно.
Работа с моделями способствует развитию образного и логического мышления. В результате повышается уровень понимания содержания текста, дети учатся внимательно относиться к содержанию и композиции произведения, находить информацию для аргументации своего ответа. Являясь наглядной опорой, модели обеспечивают развитие устной и письменной речи, всех видов пересказа (подробного, краткого, выборочного).
Моделирование позволяет включить каждого ученика в учебный процесс, где каждый имеет возможность работать в соответствии со своими возможностями. Эффективно происходит формирование читательских умений каждого ученика.
Регулярное использование технологии моделирования обогащает литературное развитие обучающихся.
ruslita.ru
Мастер – класс «Способы и приёмы моделирования на уроках литературного чтения» УМК «Начальная школа 21 века»
Мастер – класс Способы и приёмы моделирования на уроках литературного чтения
учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Ханты-Мансийска
Байдановой Ботагоз Рыспаевны
2015 год
Актуальность
Требования ФГОС
НОО
Проблемы содержания российского образования
Снижение интереса
к чтению
Моделирование
-это метод познания интересующих нас объектов через модели.
-Моделирование в литературном чтении – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов , моделей обложек книг и моделей самих книг
Формирование читательских умений
автор
произведения
Уяснение содержания произведения
Начитанность
название произведения
тема произведения
Content Layouts
жанр
Моделирование обложки Цель : Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.
Условные обозначения в моделировании
Жанр
Сказка
Заместитель
Тема
(фигура)
Пословица
Рассказ
Заместитель
О природе
О родной стране
зеленый
Загадка
(цвет)
красный
О жизни детей
Стихотворение
жёлтый
О животных
Басня
О волшебстве и приключениях
коричневый
Былина
синий
Очерк
?
?
Назови произведения, которые подходят к этой модели
Можно использовать упражнения
расположи модели по порядку
соответствует ли отрывок
сказки
данной модели
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель
разложи модели по тексту
произведения
найди ошибку в наложении
моделей на текст
соотнеси иллюстрации
с моделями
нарисуй иллюстрацию
к данной
части сказки
соотнеси план пересказа
с моделями
Цепочка событий Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения.
Старик ——– лиса ——- -еж- ——
медведь ——— волк- ———–
белка
Цепочка событий
С.
В.
М .
Л.
Ё.
Модель-описание Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.
важный
ёж
заботливый
заяц
гордый
вежливый
приветливый
грубый
хитрый
глупый
умный
невежливый
Модель – сравнение Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию.
храбрая
трусиха
1 лягушка
2 лягушка
сильная
лентяйка
соня
веселая
Модель рассуждения Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию.
заботливая
хвастливая
добрая
равнодушная
Снежинка
злая
сочувствующая
скромная
Кластер (гроздья) Цель: Систематизировать знания обучающихся по определенной теме
былины
скороговорки
сказки
поговорки
пословицы
фольклор
загадки
песни
потешки
прибаутки
Задания для коллег
- 1. Моделирование обложки «Добрая лошадь» М. Пляцковского с. 64 Лит.чтение
- 2. Приём «Цепочка событий» к произведению В. Сутеева «Палочка – выручалочка» с. 96 Хрестоматия
- 3. Приём «Модель-описание»
- Г. Скребицкий «Пушок» (с. 70 Хрестоматия)
Задание
Составьте схему классификации способов и приемов моделирования на уроках литературного чтения
Правила составления кластера
1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».
2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
3.Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.
Кластер по моделированию на уроках литературного чтения
Кластер по моделированию на уроках литературного чтения
Формирование умения обучающихся работать над образом героя.
Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения
Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию .
Модель-описание
Модель-рассуждение
Цепочка событий
моделирование
Моделирование обложки
Модель-сравнение
Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.
Кластер
Систематизировать знания обучающихся по определенной теме
Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию .
Рефлексия
- Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
- Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?
- Хотелось бы пожелать…
Спасибо за работу!
Список литературы:
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003
- Асмолов А . Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008
- . Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.
- Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2009
- Ефросинина Л.А.Литературное чтение. Методическое пособие.1 класс.2 класс. 3класс. 4класс. М.: Вентана-Граф,2010
- Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний . В 2-х частях. М.: Вентана-Граф,2011
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009
- Лабоскина Е.А. Моделирование как средство активизации познавательных интересов учащихся. Информационно-методический бюллетень. Выпуск 2., 2010
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Просвещение,1981
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Просвещение,1989
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.2009
- Фридман М.И. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Просвещение,1984
- Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006
- Штофор В.А. Моделирование и философия. М.: Просвещение,1989
multiurok.ru