Моя свобода – это радиоприёмник: эволюция автомобильного радио
Эволюция радио
Считается, что первый автомобильный радиоприемник появился в 1930 году. Им стал Motorola 5T71 американской компании Galvin Manufacturing Corporation, будущей Motorola. Сегодня на дворе 2018-й, а значит, аналоговое радио звучит в наших автомобилях практически в неизменном виде уже… 88 лет! Редкостный пример долгожительства и консерватизма, надо заметить.
Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».
Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 – 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.
Как это работает?
В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB – Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.
Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 – 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 – 239 МГц.
Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.
Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник аналоговый FM-трансмиттер.
Количество и качество
Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».
Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…
И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом… Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.
DAB-вещание в мире и в России
Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.
Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.
В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.
Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.
Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.
Радио через спутник
Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!
Спутниковое радио до сих пор остается фирменной американской фишкой. В начале 90-х годов появились две компании спутникового вещания – Sirius и XMRadio, а в 2008 году они объединились под общим названием SiriusXM. Вещание ведется на частотах 2332,5 – 2345,0 МГц с четырех спутников и через сети дополнительных земных ретрансляторов на территории США, Канады и в 300-километровой морской зоне вдоль побережья. На других континентах и в иных странах SiriusXM не ловится. Однако известны случаи приема даже в России, когда подержанные грузовики из США, в которых был установлен приемник и чудом сохранилась оплаченная подписка, попадали в районы Чукотки и Камчатки, где захватывали край зоны вещания. Впрочем, это исключение, а не правило.
Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.
Как принимать?
Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.
Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.
Что звучит?
Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.
А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…
www.kolesa.ru
Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле — журнал За рулем
Точка в небе. Первые радиоприемники в автомобиле
Скептики утверждали, что радио будет только мешать водителю управлять машиной. Но их возражения не могли остановить стремительное развитие автомобильной радиотехники. В конце концов, пассажиры ведь тоже разговаривают с водителем, мешая ему, а их выключить нельзя.
В поисках идеала
Первыми «радиоточками» в автомобиле стали обычные домашние радиоприемники компактных размеров, которые в мастерских кустарно адаптировали под 6-вольтовую автомобильную сеть. Как правило, они подсоединялись через преобразователь напряжения. Качество работы таких систем оставляло желать лучшего. Тем не менее радио в машине становилось все более популярным. На новый сегмент рынка практически одновременно ринулось множество электротехнических фирм со всего мира.
Радиоприемники для автомобилей стали и новой областью для штутгартского концерна Bosch с 30-летней на тот момент историей. Началось все в 1930 году, когда Bosch заключил первый контракт на поставку радиодеталей с берлинской фирмой Ideal-Werke, выпускавшей весьма популярные в Германии домашние радиоприемники. За два года до этого фирма из Берлина вывела на рынок марку Blaupunkt — в переводе с немецкого «Голубая точка».
В 1932 году Ideal-Werke перешла в собственность Bosch. Поглощение пошло на пользу небольшой берлинской фирме. Сразу же после заключения сделки началась работа над созданием радиоприемника, специально спроектированного для автомобилей. Его создавали в техническом центре Bosch в городе Штутгарт силами инженеров обеих компаний, одну из которых переименовали в Blaupunkt-Werke.
Дорогие штучки
Первый в Европе серийный автомобильный радиоприемник Blaupunkt Auto Super 5 (сокращенно AS 5) поступил в продажу в 1932 году. Сенсационную новинку показали тогда на международной радиовыставке в Берлине. Радиоприемник AS 5 весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью и оснащался кабельным пультом дистанционного управления, устанавливаемым на рулевой колонке. Новинка имела ряд существенных отличий от обычного радио — в частности, огромные антенны на крыше автомобиля, защитный экран от помех системы зажигания и радиолампы повышенной надежности. Первенец, увы, не пользовался большим успехом — удалось продать всего около 400 приемников — по весьма банальной причине: он стоил целых 365 рейхс-марок (очень немалая сумма для тех лет) и потому попадал в разряд роскоши.
Фирме Blaupunkt-Werke досталась непростая роль первопроходца в области автомобильных радиосистем и потому ей пришлось столкнуться с целым рядом технических трудностей. Так, радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. Тогда-то и появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания Bosch успела продать несколько тысяч таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.
Массовая радиофикация
В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо.
В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VW Beetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Потом новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году — с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя — первые приемники на транзисторах.
В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник — лучшее доказательство того, что радио стало по-насто
www.zr.ru
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАДИОПРИЕМНИК | Техника и Программы
К. КРАВЦОВ
Автомобильный радиоприемник «Континент-авто» рассчитан на прием амшштудно-модулированных сигналов радиовещательных станций, работающих в диапазонах средних 187 — 571,4 м (1605 — 525 кГц) и четырех полурастянутых коротких: 25 м (11,75 — 12,1 МГц), 31 м (9,45 — 9,8 МГц), 41 м (7,05 — 7,3 МГц) и 49 м (6 — 6,3 МГц) волн. По параметрам он превосходит выпускаемые промышленностью радиоприемники «А-370» и «А-370М» (в частности, по чувствительности, эффективности действия АРУ, избирательности по зеркальному каналу и наличию KB диапазонов, обеспечивающих надежный прием вдали от крупных городов).
Радиоприемник может быть установлен в автомобилях «Москвич», «Жигули» и «Запорожец». Прием можно вести как на обычную телескопическую антенну, так и на полоску фольги длиной 1,1 — 1,2 м, приклеенную на переднее или заднее стекло (под резиновую прокладку уплотнителя).
Чувствительность радиоприемника при выходной мощности 50 мВт и соотношении сигнал/шум 20 дБ в диапазоне СВ — не хуже 20 мкВ, в диапазонах KB — 10 мкВ. Избирательность по соседнему каналу при расстройке на ±10 кГц — не хуже 40 дБ. Избирательность по зеркальному каналу на KB диапазонах — не менее 20 дБ. Система АРУ обеспечивает изменение напряжения на выходе радиоприемника не более чем на 6 дБ при изменении входного сигнала на 60 дБ.
Выходная мощность усилителя НЧ радиоприемника при коэффициенте -нелинейных искажений менее 5% — 2 Вт. Номинальная выходная мощность при коэффициенте нелинейных искажений менее 1 % — 1 Вт. Полоса рабочих частот 50 — 5000 Гц.
Питается приемник от аккумуляторной батареи автомобиля. Потребляемый ток не превышает 220 мА (при максимальной громкости). Габариты приемника 140Х 165×44 мм, масса около 650 г.
Рис. 1. Принципиальная схема радиоприемника
Принципиальная схема радиоприемника показана на рис. 1. Он выполнен по схеме с двойным преобразованием частоты. Это позволило упростить коммутацию, сократить число контактов переключателя диапазонов и обеспечить при этом растянутость KB диапазонов.
В средневолновом диапазоне радиоприемник работает как обычный супергетеродинный приемник. Сигнал с антенны через контакты переключателя В1-1а поступает во входную цепь радиоприемника, образованную контуром L1С2СЗ. При работе в коротковолновых диапазонах антенна подключается (через контакты переключателя В1-1 а) ко входному контуру конвертера L10C51 (в поддиапазонах 31, 41 и 49 м к нему подключаются дополнительные конденсаторы).
Конвертер выполнен на транзисторе Т14. Преобразованный сигнал с выхода конвертера через конденсатор С54 и контакты В1-16 поступает во входную часть радиоприемника. Связь входных контуров диапазонов СВ и KB с антенной емкостная, а с усилителем ВЧ — трансформаторная.
Усилитель ВЧ выполнен на транзисторе Т1. В коллекторную цепь транзистора Т1 в качестве нагрузки включен резистор R5 и корректирующий дроссель Др1.
Продолжение рис. 1
Применение дросселя позволило получить равномерное усиление высокочастотного каскада в широком диапазоне частот.
Гетеродин СВ диапазона (второй гетеродин диапазона KB) выполнен на транзисторе ТЗ по схеме с индуктивной обратной связью. Первый гетеродин диапазона KB собран на транзисторе Т15. Напряжение с катушек L4 и L15 гетеродинов поступает соответственно на змит-теры транзисторов Т2 и Т14 преобразователей частоты. Преобразователь СВ диапазона нагружен на фильтр сосредоточенной селекции, образованный тремя контурами L5C10, L6C18 и L7C19, которые совместно с контуром L8C25 определяют полосу пропускания приемника, а также избирательность по соседнему каналу.
Промежуточная частота конвертера 1±0,2 МГц, а приемника — 465±2 кГц.
Усилитель промежуточной частоты двухкаскадный. Первый каскад выполнен на транзисторах Т4 и Т5, включенных по каскодной схеме, а второй — на транзисторе Т6 собран по обычной схеме. Нагрузкой каскадов являются соответственно контуры L8C25 и L10C28. Контур L10C28 служит для согласования усилителя ПЧ с детектором. Он имеет полосу пропускания около 20 — 30 кГц и на избирательность радиоприемника не влияет.
Детектор собран на диодах Д1 и Д2 по схеме удвоения напряжения. Нагрузкой детектора является резистор R29, выполняющий функции регулятора громкости. Управляющее напряжение системы АРУ снимается с конденсатора СЗЗ и через фильтр R23C30 подается на базу транзистора 77 — усилителя постоянного тока. При отсутствии сигнала транзистор 77 закрыт постоянным напряжением, поступающим на него через резисторы R23, R27 и R29. Напряжение на его коллекторе равно напряжению, определяемому напряжением стабилизации стабилитрона ДЗ, и составляет около 5,5 — 6 В. С коллектора транзистора 77 это напряжение через резисторы R3, R1 и R38 подается в базовые цепи усилителя ВЧ и первого каскада ПЧ.
При появлении сигнала отрицательное напряжение, снимаемое с детектора, открывает транзистор 77 и напряжение на его коллекторе уменьшается. Уменьшение напряжения, подаваемого в цепи баз транзисторов Т2 и Т4, снижает их коэффициент усиления. Напряжение смещения на базу транзистора Т5 подается через резистор R19 с резистора R15, включенного в цепь эмиттера транзистора Т4. Такое включение позволило повысить эффективность работы системы АРУ, поскольку при подаче регулирующего напряжения на транзистор Т4 одновременно регулируется и усиление транзистора Т5.
Усилитель НЧ четырехкаскадный. Каскады предварительного усиления выполнены на транзисторах Т8 и Т9. Фазоинверсный каскад собран на транзисторах Т10 и Т11, усилитель мощности — на транзисторах Т12 и Т13. Усилитель может быть нагружен на головку 4ГД-28 или 2ГД-19.
Питание всех транзисторов, кроме Т9 — Т13, производится стабилизированным напряжением.
Помехи от системы зажигания автомобиля устраняет двухзвенный фильтр, образованный дросселями Др2, ДрЗ и конденсаторами С43 и С44.
Детали и конструкция. В радиоприемнике использованы стандартные детали. Сдвоенный блок конденсаторов переменной емкости взят от радиоприемника «Селга». Подстроечные конденсаторы КПК-МП или КПК-МП-3, постоянные — КТ-1, КЛС, КМ, электролитические — К50-6. Переменный резистор R29 — СПЗ-4в с выключателем питания, постоянные резисторы — МЛТ-0,25.
Рис. 2. Печатная плата приемника
Переключатель диапазонов — кнопочный П2К. Он содержит пять кнопок с зависимой фиксацией.
Транзисторы фазоинверсного и выходного каскадов желательно подобрать попарно с разбросом основных параметров, не превышающих 10 — 20%.
Катушки контуров L1 — L11 намотаны на каркасах и помещены в арматуру от контуров ПЧ приемника «Сокол». Намоточные данные контурных катушек и дросселей приведены в таблице.
Детали радиоприемника смонтированы на печатной плате (рис. 2, 3) размером 132X165 мм. Плата изготовлена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Ее помещают в корпус из листового алюминиевого сплава толщиной 1,5 мм.
На подшкальнике установлены две миниатюрные лампы подсвета шкалы (на напряжение 9 В), включенные последовательно. Шкалу после градуирования изготовляют фотографическим способом на пленке.
Коротковолновый конвертер смонтирован на отдельной печатной плате (монтажная схема показана на рис. 4, 5). Он помещен в экран, изготовленный из латуни толщиной 0,5мм. Для получения достаточного хода указателя настройки (70 мм) при малом диаметре ведущего диска, укрепленного на оси конденсатора переменной емкости, применена ось с двумя разными диаметрами.
Транзисторы выходного каскада Т12, Т13 установлены на радиаторах.
Налаживание радиоприемника начинают со средневолнового диапазона, проверяя режимы работы транзисторов по постоянному току. Усилитель НЧ практически не требует налаживания. Необходимо лишь подбором резистора R34 добиться в точке соединения эмиттера транзистора Т12 и коллектора Т13 напряжения, равного половине напряжения питания. При этом ток покоя всего усилителя НЧ не должен превышать 5 — 10 мА. Искажения типа «ступенька» должны отсутствовать. При наличии этого вида искажений следует уменьшить сопротивление резистора R34.
Рис. 3. Расположение деталей приемника на печатной плате
После налаживания низкочастотного усилителя переходят к налаживанию тракта ПЧ. Контуры L8C25 и L10C28 настраивают, подавая с генератора стандартных сигналов (ГСС-6, Г4-18) через разделительный конденсатор емкостью 0,01 — 0,015 мкФ напряжение промежуточной частоты. Глубина модуляции низкочастотным сигналом (1000 Гц) должна быть не менее 30%.
Чтобы избежать неправильных результатов при настройке указанных контуров, следует отключить систему АРУ. Для этого временно исключают резистор R38. Вместо него подключают переменный резистор сопротивлением 33 — 100 кОм, его включают, соединив с минусовой шиной питания. Этим резистором устанавливают режим работы по постоянному току транзисторов Т4 и Т5.
Напряжение на выходе проверяют по измерителю выхода (ИВ-4) или по осциллографу, подключенному параллельно резистору (вместо динамической головки), сопротивление которого равно сопротивлению динамической головки прямого излучения, используемой в приемнике (5 — 7 Ом).
Рис. 4. Печатная плата конвертера
Рис. 5. Расположение деталей конвертера на печатной плате
После этого приступают к настройке контуров ФСС. Чтобы правильно настроить их, необходимо исключить влияние ненастроенных контуров на настроенные. При настройке контура L7C19 с генератора стандартных сигналов через разделительный конденсатор емкостью 0,01 — 0,015 мкФ подают сигнал в точку соединения конденсаторов связи С16, СП. При этом контур L6C18 должен быть зашунтирован резистором сопротивлением 1 кОм. После настройки контура L7C19 на частоту 465 кГц шунт подключают к контуру L5C10 и настраивают контур L6C18, подавая сигнал с генератора в точку соединения конденсатора С16 с контуром L5C10. После этого настраивают контур L5C10 (предварительно отсоединив от него резистор сопротивлением 1 кОм), подавая на базу транзистора Т2 сигнал напряжением 2 — 4 мкВ.
Обозначение по схеме | Число витков | Провод | Сердечник | Индуктивность, мкГ | Каркас |
L1 | 3X50 | ПЗВ-2 0,06X3 | Броневой 600НИ 08,6X4 | 400 | Унифицированный трехсекцнон-ный |
L2 | 15 | ПЭВ-2 0,12 | » | ||
L3 | 3X25* | ПЭВ-2 0,06X3 | М600НН2 СС2.8Х12 | 180 | » |
L4 | 5 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L5 | 30+70 | ПЭВ-2 0,06X3 | » | 240 | » |
L6 | 100 | » | » | 240 | |
L7 | 10+90 | » | » | 240 | » |
L8 | 70 | ПЭВ-2 0,06X3 | » | 120 | » |
L9 | 10 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L10 | 70 | ПЭВ-2 0,08X6 | » | 120 | « |
L11 | 40 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L12 | 16 | ПЭВ-2 0,3 | М100НН — 2 СС2.8Х12 | 1 20 | 05X12 |
L13 | 2 | ПЭВ-2 0,12 | » | i | |
L14 | 2+12 | ПЭВ-2 0,3 | » | i 1,8 | » |
L15 | 2 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
Дp1 | 32 | ПЭВ-2 0,12 | — | 5 | Резистор МЛТ-0,51кОм виток к витку |
Др2, ДрЗ | 150 | ПЭВ-2 0,25 | Броневой 1000НН 014X4 | — | — |
* Отвод от 3-го витка
Налаживание усилителя ВЧ сводится к получению коллекторного тока транзистора Т1 около 1мА (при отсутствии сигнала) подбором резистора RL
Правильно налаженный усилитель промежуточной частоты должен иметь чувствительность по промежуточной частоте при подаче сигнала на базу транзистора Т1 примерно 1 — 2 мкВ при полосе пропускания 6 — 8 кГц, измеренной на уровне 6 дБ.
Высокочастотную часть радиоприемника налаживают обычными способами. Сначала проверяют работоспособность гетеродина СВ. Затем устанавливают границы диапазона и сопрягают настройку входного и гетеродинного контуров, пользуясь эквивалентом автомобильной антенны или непосредственно антенной и соединительным кабелем, которые в дальнейшем будут установлены в автомобиле,
Блок конденсаторов СЗ, С64 ставят в положение максимальной емкости. На антенный вход радиоприемника с генератора стандартных сигналов подают сигнал частотой, равной нижней частоте средневолнового диапазона. Подстроечным сердечником катушки L3 настраивают контур L5C13CJ5C64.
После этого необходимо произвести предварительную настройку входного контура L1C2C3 (подстроечным сердечником катушки L1) и еще раз уточнить настройку контура гетеродина. Затем такие же операции выполняют на высокочастотном участке средневолнового диапазона, используя подстроечные конденсаторы С13 (контура гетеродина) и С2 (входного контура). Закончив установку границ диапазона, производят сопряжение настроек входного и гетеродинного контуров, пользуясь подстроечным сердечником катушки L1 и конденсатором С2. Эти операции необходимо проделать неоднократно, так как от этого зависит чувствительность радиоприемника.
Налаживание коротковолнового конвертера можно производить как отдельно, так и в составе настроенного в диапазоне СВ радиоприемника. Сначала проверяют режимы работы транзисторов по постоянному току. Коллекторный ток транзистора Т14 (около 0,8 — 1 мА) устанавливают подбором резистора R39, а ток транзистора Т15 (1,2 — 1,5 мА) — подбором резистора R4L
Проверив работоспособность в наиболее высокочастотном диапазоне, следует вести налаживание в следующем порядке. На базу транзистора Т14 через разделительный конденсатор емкостью 0,01 мкФ подают сигнал с генератора частотой 1 МГц и сердечником контура L12C53 настраивают последний в резонанс. Индикатором выходного напряжения может быть любой ламповый вольтметр, подключенный параллельно катушке L13. После этого сигнал с генератора напряжением 0,2 — 0,5 мВ через разделительный конденсатор емкостью 100 пФ подают на контур L10C18. Частота этого сигнала должна соответствовать средней частоте 25-метрового диапазона, т. е. 11,9 МГц. На эту частоту контур L14C58 настраивают подстроечным сердечником. Затем сигнал этой частоты подают в точку 1 (через разделительный конденсатор емкостью 75 пФ) и настраивают в резонанс (сердечником) контур L10C18. После настройки контура L10C18 в 25-метровом диапазоне остальные диапазоны настраивают в следующей последовательности: 49 м, 41 м, 31 м. Средние частоты этих диапазонов устанавливают подбором конденсаторов С61 — С63. Входной контур L10C18 настраивают в резонанс на средние частоты этих диапазонов соответственно конденсаторами С45 — С50.
nauchebe.net
Кто создал первый радиоприемник для автомобиля
Первая в истории автопромышленности радиомагнитола.
В современном мире каждый водитель автомобиля не может обойтись без музыки в машине. Все мы пользуемся автомагнитолами, а также подключаем свои смартфоны и МР-плееры к автомобилю, чтобы слушать свою любимую музыку в автомобиле. Но знает ли кто-нибудь из наших читателей, кто первый в истории автопромышленности изобрел радиомагнитолу? В преддверии праздников, предлагает вам короткую увлекательную историю о создании первого в истории портативного радиоприемника для автомобиля.
Все началось в 1920-х годах, когда инженер Павел Гальвин и его друг Эдуард Стюарт открыли завод по производству аккумуляторов. Но спустя два года вовремя закрыли свой бизнес из-за огромных убытков. После этого компаньоны искали новое направление в бизнесе и в 1928 году основали компанию Galvin Manufacturing Corporation, которая расположилась в Чикаго, США. В 1926 году партнеры выпускают в массовое производство первый в истории автопромышленности портативный радиоприемник для транспортных средств.
В конечном итоге эта компания привела к образованию Motorola. Название Motorola образовано из двух сокращенных слов “Moto” – сокращенное слово Motor и “Ola” – сокращенное “Victrola”. Первое слово навеяно автомобилями, второе должно было ассоциироваться у потребителями с музыкой. В переводе название “Motorola” в итоге означает “звук в движении”.
Первые модели радиоприемников были переносными и питались от батареек. Стоимость магнитолы составляла 250 долларов (около 2800 долларов в сегодняшних ценах). Это было слишком дорого для владельцев автомобилей. В то время Павел Гальвин мечтал придумать способ производить дешевые радиомагнитолы. Именно это позволило бы ему стать миллионером.
Но в итоге ему это удалось. Так к 1930 году инженер Гальвин нашел способ снизить себестоимость приемника до 110 долларов. Но нужен был способ наладить успешные продажи. Но для этого требовались огромные средства для рекламы. Но их не было. Тогда Павел Гальвин, модернизировав первый радиоприемник для машины, отправился за более чем 1000 километров от Чикаго в Атлантик-Сити на ежегодное мероприятие производителей радиоаппаратуры. Он припарковал автомобиль рядом с павильонами, установил на него специальный динамик и включил радио на всю мощность и начал ждать.
В итоге это произвело фурор не только у посетителей выставки, но и у специалистов радиооборудования. На его компанию обратили внимание, и он смог продать множество радиомагнитол, выйдя всего за один год в точку безубыточности компании. Сразу после этого он меняет название компании Galvin Manufacturing Corporation на известную нам “Motorola”, которая и изменила автомир. Именно с этого момента люди стали ездить в машине не в тишине, а могли слушать музыку на своих любимых радиоканалах во время движения.
Спустя некоторое время, многие производители аудио оборудования, узнав об удивительном успехе компании Motorola, начали производить свои собственные радиомагнитолы. Далее к этому тренду подключились и сами автопроизводители.
Спустя десятилетия компания Motorola стала терять долю рынка и к 1984 году полностью отошла от производства магнитол для автомобилей.
В это же самое время компания Motorola была разделена на два подразделения. Одно стало производить радиостанции и радиооборудование, а другое подразделение компании сосредоточилось на выпуске радиотелефонов и в последующем на выпуске сотовых телефонов.
Компания Motorola повлияла на всю промышленность в мире, благодаря своим инновациям и новаторскими идеями. Но главной заслугой компании, конечно, является появление радио в автомобилях. Именно Motorola по сути заложила основы в развитие аудио оборудования в автопромышленности.
www.1gai.ru
Автомобильный радиоприемник | Авторская платформа Pandia.ru
РАДИОПРИЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА
К. КРАВЦОВ
Автомобильный радиоприемник «Континент-авто» рассчитан на прием амшштудно-модулированных сигналов радиовещательных станций, работающих в диапазонах средних 187 — 571,4 м (1605 — 525 кГц) и четырех полурастянутых коротких: 25 м (11,75 — 12,1 МГц), 31 м (9,45 — 9,8 МГц), 41 м (7,05 — 7,3 МГц) и 49 м (6 — 6,3 МГц) волн. По параметрам он превосходит выпускаемые промышленностью радиоприемники «А-370» и «А-370М» (в частности, по чувствительности, эффективности действия АРУ, избирательности по зеркальному каналу и наличию KB диапазонов, обеспечивающих надежный прием вдали от крупных городов).
Радиоприемник может быть установлен в автомобилях «Москвич», «Жигули» и «Запорожец». Прием можно вести как на обычную телескопическую антенну, так и на полоску фольги длиной 1,1 — 1,2 м, приклеенную на переднее или заднее стекло (под резиновую прокладку уплотнителя).
Чувствительность радиоприемника при выходной мощности 50 мВт и соотношении сигнал/шум 20 дБ в диапазоне СВ — не хуже 20 мкВ, в диапазонах KB — 10 мкВ. Избирательность по соседнему каналу при расстройке на ±10 кГц — не хуже 40 дБ. Избирательность по зеркальному каналу на KB диапазонах — не менее 20 дБ. Система АРУ обеспечивает изменение напряжения на выходе радиоприемника не более чем на 6 дБ при изменении входного сигнала на 60 дБ.
Выходная мощность усилителя НЧ радиоприемника при коэффициенте – нелинейных искажений менее 5% — 2 Вт. Номинальная выходная мощность при коэффициенте нелинейных искажений менее 1 % — 1 Вт. Полоса рабочих частот 50 — 5000 Гц.
Питается приемник от аккумуляторной батареи автомобиля. Потребляемый ток не превышает 220 мА (при максимальной громкости). Габариты приемника 140Х 165×44 мм, масса около 650 г.
Рис. 1. Принципиальная схема радиоприемника
Принципиальная схема радиоприемника показана на рис. 1. Он выполнен по схеме с двойным преобразованием частоты. Это позволило упростить коммутацию, сократить число контактов переключателя диапазонов и обеспечить при этом растянутость KB диапазонов.
В средневолновом диапазоне радиоприемник работает как обычный супергетеродинный приемник. Сигнал с антенны через контакты переключателя В1-1а поступает во входную цепь радиоприемника, образованную контуром L1С2СЗ. При работе в коротковолновых диапазонах антенна подключается (через контакты переключателя В1-1 а) ко входному контуру конвертера L10C51 (в поддиапазонах 31, 41 и 49 м к нему подключаются дополнительные конденсаторы).
Конвертер выполнен на транзисторе Т14. Преобразованный сигнал с выхода конвертера через конденсатор С54 и контакты В1-16 поступает во входную часть радиоприемника. Связь входных контуров диапазонов СВ и KB с антенной емкостная, а с усилителем ВЧ — трансформаторная.
Усилитель ВЧ выполнен на транзисторе Т1. В коллекторную цепь транзистора Т1 в качестве нагрузки включен резистор R5 и корректирующий дроссель Др1.
Продолжение рис. 1
Применение дросселя позволило получить равномерное усиление высокочастотного каскада в широком диапазоне частот.
Гетеродин СВ диапазона (второй гетеродин диапазона KB) выполнен на транзисторе ТЗ по схеме с индуктивной обратной связью. Первый гетеродин диапазона KB собран на транзисторе Т15. Напряжение с катушек L4 и L15 гетеродинов поступает соответственно на змит-теры транзисторов Т2 и Т14 преобразователей частоты. Преобразователь СВ диапазона нагружен на фильтр сосредоточенной селекции, образованный тремя контурами L5C10, L6C18 и L7C19, которые совместно с контуром L8C25 определяют полосу пропускания приемника, а также избирательность по соседнему каналу.
Промежуточная частота конвертера 1±0,2 МГц, а приемника — 465±2 кГц.
Усилитель промежуточной частоты двухкаскадный. Первый каскад выполнен на транзисторах Т4 и Т5, включенных по каскодной схеме, а второй — на транзисторе Т6 собран по обычной схеме. Нагрузкой каскадов являются соответственно контуры L8C25 и L10C28. Контур L10C28 служит для согласования усилителя ПЧ с детектором. Он имеет полосу пропускания около 20 — 30 кГц и на избирательность радиоприемника не влияет.
Детектор собран на диодах Д1 и Д2 по схеме удвоения напряжения. Нагрузкой детектора является резистор R29, выполняющий функции регулятора громкости. Управляющее напряжение системы АРУ снимается с конденсатора СЗЗ и через фильтр R23C30 подается на базу транзистора 77 — усилителя постоянного тока. При отсутствии сигнала транзистор 77 закрыт постоянным напряжением, поступающим на него через резисторы R23, R27 и R29. Напряжение на его коллекторе равно напряжению, определяемому напряжением стабилизации стабилитрона ДЗ, и составляет около 5,5 — 6 В. С коллектора транзистора 77 это напряжение через резисторы R3, R1 и R38 подается в базовые цепи усилителя ВЧ и первого каскада ПЧ.
При появлении сигнала отрицательное напряжение, снимаемое с детектора, открывает транзистор 77 и напряжение на его коллекторе уменьшается. Уменьшение напряжения, подаваемого в цепи баз транзисторов Т2 и Т4, снижает их коэффициент усиления. Напряжение смещения на базу транзистора Т5 подается через резистор R19 с резистора R15, включенного в цепь эмиттера транзистора Т4. Такое включение позволило повысить эффективность работы системы АРУ, поскольку при подаче регулирующего напряжения на транзистор Т4 одновременно регулируется и усиление транзистора Т5.
Усилитель НЧ четырехкаскадный. Каскады предварительного усиления выполнены на транзисторах Т8 и Т9. Фазоинверсный каскад собран на транзисторах Т10 и Т11, усилитель мощности — на транзисторах Т12 и Т13. Усилитель может быть нагружен на головку 4ГД-28 или 2ГД-19.
Питание всех транзисторов, кроме Т9 — Т13, производится стабилизированным напряжением.
Помехи от системы зажигания автомобиля устраняет двухзвенный фильтр, образованный дросселями Др2, ДрЗ и конденсаторами С43 и С44.
Детали и конструкция. В радиоприемнике использованы стандартные детали. Сдвоенный блок конденсаторов переменной емкости взят от радиоприемника «Селга». Подстроечные конденсаторы КПК-МП или КПК-МП-3, постоянные — КТ-1, КЛС, КМ, электролитические — К50-6. Переменный резистор R29 — СПЗ-4в с выключателем питания, постоянные резисторы — МЛТ-0,25.
Рис. 2. Печатная плата приемника
Переключатель диапазонов — кнопочный П2К. Он содержит пять кнопок с зависимой фиксацией.
Транзисторы фазоинверсного и выходного каскадов желательно подобрать попарно с разбросом основных параметров, не превышающих 10 — 20%.
Катушки контуров L1 — L11 намотаны на каркасах и помещены в арматуру от контуров ПЧ приемника «Сокол». Намоточные данные контурных катушек и дросселей приведены в таблице.
Детали радиоприемника смонтированы на печатной плате (рис. 2, 3) размером 132X165 мм. Плата изготовлена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Ее помещают в корпус из листового алюминиевого сплава толщиной 1,5 мм.
На подшкальнике установлены две миниатюрные лампы подсвета шкалы (на напряжение 9 В), включенные последовательно. Шкалу после градуирования изготовляют фотографическим способом на пленке.
Коротковолновый конвертер смонтирован на отдельной печатной плате (монтажная схема показана на рис. 4, 5). Он помещен в экран, изготовленный из латуни толщиной 0,5мм. Для получения достаточного хода указателя настройки (70 мм) при малом диаметре ведущего диска, укрепленного на оси конденсатора переменной емкости, применена ось с двумя разными диаметрами.
Транзисторы выходного каскада Т12, Т13 установлены на радиаторах.
Налаживание радиоприемника начинают со средневолнового диапазона, проверяя режимы работы транзисторов по постоянному току. Усилитель НЧ практически не требует налаживания. Необходимо лишь подбором резистора R34 добиться в точке соединения эмиттера транзистора Т12 и коллектора Т13 напряжения, равного половине напряжения питания. При этом ток покоя всего усилителя НЧ не должен превышать 5 — 10 мА. Искажения типа «ступенька» должны отсутствовать. При наличии этого вида искажений следует уменьшить сопротивление резистора R34.
Рис. 3. Расположение деталей приемника на печатной плате
После налаживания низкочастотного усилителя переходят к налаживанию тракта ПЧ. Контуры L8C25 и L10C28 настраивают, подавая с генератора стандартных сигналов (ГСС-6, Г4-18) через разделительный конденсатор емкостью 0,01 — 0,015 мкФ напряжение промежуточной частоты. Глубина модуляции низкочастотным сигналом (1000 Гц) должна быть не менее 30%.
Чтобы избежать неправильных результатов при настройке указанных контуров, следует отключить систему АРУ. Для этого временно исключают резистор R38. Вместо него подключают переменный резистор сопротивлением 33 — 100 кОм, его включают, соединив с минусовой шиной питания. Этим резистором устанавливают режим работы по постоянному току транзисторов Т4 и Т5.
Напряжение на выходе проверяют по измерителю выхода (ИВ-4) или по осциллографу, подключенному параллельно резистору (вместо динамической головки), сопротивление которого равно сопротивлению динамической головки прямого излучения, используемой в приемнике (5 — 7 Ом).
Рис. 4. Печатная плата конвертера
Рис. 5. Расположение деталей конвертера на печатной плате
После этого приступают к настройке контуров ФСС. Чтобы правильно настроить их, необходимо исключить влияние ненастроенных контуров на настроенные. При настройке контура L7C19 с генератора стандартных сигналов через разделительный конденсатор емкостью 0,01 — 0,015 мкФ подают сигнал в точку соединения конденсаторов связи С16, СП. При этом контур L6C18 должен быть зашунтирован резистором сопротивлением 1 кОм. После настройки контура L7C19 на частоту 465 кГц шунт подключают к контуру L5C10 и настраивают контур L6C18, подавая сигнал с генератора в точку соединения конденсатора С16 с контуром L5C10. После этого настраивают контур L5C10 (предварительно отсоединив от него резистор сопротивлением 1 кОм), подавая на базу транзистора Т2 сигнал напряжением 2 — 4 мкВ.
Обозначение по схеме | Число витков | Провод | Сердечник | Индуктивность, мкГ | Каркас |
L1 | 3X50 | ПЗВ-2 0,06X3 | Броневой 600НИ 08,6X4 | 400 | Унифицированный трехсекцнон-ный |
L2 | 15 | ПЭВ-2 0,12 | » | ||
L3 | 3X25* | ПЭВ-2 0,06X3 | М600НН2 СС2.8Х12 | 180 | » |
L4 | 5 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L5 | 30+70 | ПЭВ-2 0,06X3 | » | 240 | » |
L6 | 100 | » | » | 240 | |
L7 | 10+90 | » | » | 240 | » |
L8 | 70 | ПЭВ-2 0,06X3 | » | 120 | » |
L9 | 10 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L10 | 70 | ПЭВ-2 0,08X6 | » | 120 | « |
L11 | 40 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
L12 | 16 | ПЭВ-2 0,3 | М100НН — 2 СС2.8Х12 | 1 20 | 05X12 |
L13 | 2 | ПЭВ-2 0,12 | » | i | |
L14 | 2+12 | ПЭВ-2 0,3 | » | i 1,8 | » |
L15 | 2 | ПЭВ-2 0,12 | » | » | |
Дp1 | 32 | ПЭВ-2 0,12 | — | 5 | Резистор МЛТ-0,51кОм виток к витку |
Др2, ДрЗ | 150 | ПЭВ-2 0,25 | Броневой 1000НН 014X4 | — | — |
* Отвод от 3-го витка
Налаживание усилителя ВЧ сводится к получению коллекторного тока транзистора Т1 около 1мА (при отсутствии сигнала) подбором резистора RL
Правильно налаженный усилитель промежуточной частоты должен иметь чувствительность по промежуточной частоте при подаче сигнала на базу транзистора Т1 примерно 1 — 2 мкВ при полосе пропускания 6 — 8 кГц, измеренной на уровне 6 дБ.
Высокочастотную часть радиоприемника налаживают обычными способами. Сначала проверяют работоспособность гетеродина СВ. Затем устанавливают границы диапазона и сопрягают настройку входного и гетеродинного контуров, пользуясь эквивалентом автомобильной антенны или непосредственно антенной и соединительным кабелем, которые в дальнейшем будут установлены в автомобиле,
Блок конденсаторов СЗ, С64 ставят в положение максимальной емкости. На антенный вход радиоприемника с генератора стандартных сигналов подают сигнал частотой, равной нижней частоте средневолнового диапазона. Подстроечным сердечником катушки L3 настраивают контур L5C13CJ5C64.
После этого необходимо произвести предварительную настройку входного контура L1C2C3 (подстроечным сердечником катушки L1) и еще раз уточнить настройку контура гетеродина. Затем такие же операции выполняют на высокочастотном участке средневолнового диапазона, используя подстроечные конденсаторы С13 (контура гетеродина) и С2 (входного контура). Закончив установку границ диапазона, производят сопряжение настроек входного и гетеродинного контуров, пользуясь подстроечным сердечником катушки L1 и конденсатором С2. Эти операции необходимо проделать неоднократно, так как от этого зависит чувствительность радиоприемника.
Налаживание коротковолнового конвертера можно производить как отдельно, так и в составе настроенного в диапазоне СВ радиоприемника. Сначала проверяют режимы работы транзисторов по постоянному току. Коллекторный ток транзистора Т14 (около 0,8 — 1 мА) устанавливают подбором резистора R39, а ток транзистора Т15 (1,2 — 1,5 мА) — подбором резистора R4L
Проверив работоспособность в наиболее высокочастотном диапазоне, следует вести налаживание в следующем порядке. На базу транзистора Т14 через разделительный конденсатор емкостью 0,01 мкФ подают сигнал с генератора частотой 1 МГц и сердечником контура L12C53 настраивают последний в резонанс. Индикатором выходного напряжения может быть любой ламповый вольтметр, подключенный параллельно катушке L13. После этого сигнал с генератора напряжением 0,2 — 0,5 мВ через разделительный конденсатор емкостью 100 пФ подают на контур L10C18. Частота этого сигнала должна соответствовать средней частоте 25-метрового диапазона, т. е. 11,9 МГц. На эту частоту контур L14C58 настраивают подстроечным сердечником. Затем сигнал этой частоты подают в точку 1 (через разделительный конденсатор емкостью 75 пФ) и настраивают в резонанс (сердечником) контур L10C18. После настройки контура L10C18 в 25-метровом диапазоне остальные диапазоны настраивают в следующей последовательности: 49 м, 41 м, 31 м. Средние частоты этих диапазонов устанавливают подбором конденсаторов С61 — С63. Входной контур L10C18 настраивают в резонанс на средние частоты этих диапазонов соответственно конденсаторами С45 — С50.
6Ф2.9 В80
В помощь радиолюбителю. Выпуск 59. М., В80 ДОСААФ, 1977
80 с, с ил.
На конц. пол. сост. А. И. Гусев
В сборнике приведены описания квадрафонического усилителя, электронных часов, измерительных приборов, коротковолновой приставки и автомобильного приемника. Сборник рассчитан на широкий круг радиолюбителей.
30402 — 103
В ————105 — 77
072(02) — 77
В помощь радиолюбителю
Выпуск 59
Составитель Александр Иванович Гусев
Редактор Л, И. Карнсзов.
Художественный редактор Т. А. Хитрова.
Технические редакторы 3. И. Сарвина, В. Н. Кошелева.
Корректоры Е. А. Макарова, Р. М. Рыкунина.
ИБ № 335
Г 98448. Сдано в набор 4/V — 1977 г. Подписано в печать 14/IX. 1977 г. Изд. № 2/1270. Формат 84Х108 1/32. Бумага типографская № 2. Тираж 500000 экз. Зак, № 7 — 1354. Цена 30 коп. Усл. п. л. 4,20. Уч.-изд. л. 4,061.
Ордена «Знак Почета» Издательство ДОСААФ СССР. 107066, Москва, Б-66, Новорязанская ул., д. 26. Головное предприятие РПО «Полиграфкнцга» Госкомиздата УССР, Киев, ул. Довженко, 3.
OCR Pirat
pandia.ru
Автомобильный радиоприемник
Использование: радиотехника, прием сигналов УКВ – радиостанций. Сущность изобретения: автомобильный радиоприемник содержит тюнер 1, эквалайзер 2, усилитель низкой частоты 3 с переключаемым коэффициентом усиления и декодер 4. При приеме обычной радиопередачи амплитудно – частотная характеристика эквалайзера имеет подъем в области низких и высоких частот в рабочем диапазоне частот, при приеме дорожной информации повышается уровень звука при воспроизведении и происходит переключение эквалайзера на линейную амплитудно – частотную характеристику. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться для приема сигналов УКВ-радиостанций.
Определенные УКВ-радиостанции в заданное время или по соответствующим соображениям передают информацию о движении, чтобы в частности обратить внимание водителей транспортных средств на препятствия, сложности, объезды и опасные места. Известно, что в системе АRI испускаемым радиостанцией контрольным сигналом включаются выключенные приемники, отключаются включенные магнитофонные записи или установленный уровень громкости переключается на оптимальную для понимания величину, в частности повышается, чтобы, например, водитель при сравнительно тихом воспpоизведении музыки не послушал pадиоинфоpмацию о движении и был внимателен. Наиболее близким к изобретению является автомобильный радиоприемник, содеpжащий последовательно соединенные тюнер, эквалайзеp и усилитель низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления, а также декодеp, подключенный к тюнеру, выход которого подключен к управляющему входу усилителя низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления. На практике оказывается, что сразу после переключения радиосообщения о движении вызывает у водителя непpиятные ощущения, часто акустически является невнятным и даже при pезко повышающейся громкости может испугать водителя. Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения заключается в улучшении субъективного восприятия и понятности звукового сообщения после переключения. Для этого в автомобильном радиоприемнике, содержащем последовательно соединенные тюнер, эквалайзер и усилитель низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления, а также декодер, подключенный к тюнеру, выход которого подключен к управляющему входу усилителя низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления, декодер снабжен дополнительным выходом, который подключен к входу переключения амплитудно-частотной характеристики эквалайзеpа, причем сигнал на выходе декодера задержан относительно сигнала на дополнительном выходе декодера, эквалайзер также выполнен с возможностью переключения с амплитудно-частотной характеристики, имеющей подъемы в области низких и высоких частот рабочего диапазона частот на равномерную амплитудно-частотную характеристику в рабочем диапазоне частот при наличии сигнала на дополнительном входе декодера, а дополнительный выход декодера является выходом сигнала для отключения устройств, ухудшающих разборчивость при приеме дорожной информации. На фиг. 1 представлена структурная электрическая схема автомобильного радиоприемника; на фиг.2 временные диаграммы, иллюстрирующие сигналы Us1 и Us2 на выходе и дополнительном выходе декодера автомобильного радиоприемника соответственно; на фиг. 3 амплитудно-частотные характеристики эквалайзера автомобильного радиоприемника при обычной радиопередаче (S) и при наличии дорожной информации (VF). Автомобильный радиоприемник содержит тюнеp 1, эквалайзер 2, усилитель низкой частоты 3 с переключаемым коэффициентом усиления и декодер 4. Автомобильный радиоприемник работает следующим образом. Принимаемый УКВ-сигнал поступает в тюнер 1, выходной сигнал которого представляет сигнал низкой частоты, соответствующий передаваемому сообщению. В эквалайзере 2 осуществляют подъем низких и высоких частот и далее сигнал низкой частоты поступает на усилитель низкой частоты 3. Кроме того, сигнал с тюнера 1 поступает на декодер 4 радиосообщений о движении. Этот декодер распознает во время радиосообщения о движении излученный станцией контрольный сигнал и выдает на выходе управляющий импульс Us1, который в усилителе низкой частоты повышает воспроизводимую громкость звука до предварительно установленной величины и по мере надобности отключает мешающие потребителю магнитофоны, вентиляторы. Дополнительно декодер 4 создает на дополнительном выходе управляющее напряжение Us2. Это управляющее напряжение переключает в эквалайзер низкие и высокие частоты на величины, оптимальные по частоте понимания речи. В основном эти величины должны быть регулируемыми, так как оптимальный диапазон Н4 для оптимального понимания речи является сугубо индивидуальным. Т.е. в автомобильном радиоприемнике при радиосообщении о движении VF, с одной стороны, повышается уровень звука пpи воспpоизведении и, с другой стороны, благодаря управляющему напряжению Us2 частоты переключаются на примерно линейную зависимость с постоянным уровнем и во всем рабочем диапазоне частот.Формула изобретения
1. Автомобильный радиоприемник, содержащий последовательно соединенные тюнер, эквалайзер и усилитель низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления, а также декодер, подключенный к тюнеру, выход которого подключен к управляющему входу усилителя низкой частоты с переключаемым коэффициентом усиления, отличающийся тем, что декодер снабжен дополнительным выходом, который подключен к входу переключения амплитудно-частотной характеристики эквалайзера, причем сигнал на выходе декодера задержан относительно сигнала на дополнительном выходе декодера. 2. Радиоприемник по п.1, отличающийся тем, что эквалайзер выполнен с возможностью переключения с амплитудно-частотной характеристики, имеющей подъемы в области низких и высоких частот рабочего диапазона частот, на равномерную амплитудно-частотную характеристику в рабочем диапазоне частот при наличии сигнала на дополнительном выходе декодера. 3. Радиоприемник по п.1 или 2, отличающийся тем, что дополнительный выход декодера является также выходом сигнала для отключения устройств, ухудшающих разборчивость при приеме дорожной информации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3findpatent.ru